Национальные и религиозные проблемы всегда находили отражение в искусстве. В современном мире они не только дают тему для размышлений творческим людям, но и вызывают серьезные противоречия и конфликты.
Фильм по мотивам книги "Код да Винчи" Дэна Брауна выйдет на экраны только в мае, но уже сейчас вокруг него создан изрядный ажиотаж: по стечению обстоятельств, съемки фильма совпадали с волной религиозных скандалов в Европе. Теперь в числе "оскорбленных" - Католическая Церковь.
Основное, в чем обвиняют Дэна Брауна – неосведомленность. По мнению историков, специалистов и исследователей религии, писатель манипулирует событиями и фактами, выдавая их за действительные, о чем, впрочем, и сам пишет в предисловии: "В книге представлены точные описания произведений искусства, архитектуры, документов и тайных ритуалов".
Главные претензии предъявляются даже не к главной сюжетной линии – тому, что Иисус Христос, по версии Брауна, был женат на Марии Магдалине и оставил потомство на земле. "Оценить картину на предмет целесообразности ее показа несовершеннолетним было бы нетрудно с самого начала, - заявил официальный представитель персональной Прелатуры Католической Церкви конгрегации "Опус Деи". - Если взрослый способен отличить реальность от вымысла, с помощью которого авторы фильма манипулируют историей, то сознание ребенка лишено элементов критического восприятия". В связи с этим "Опус Деи" в начале января открыто выразила свое несогласие и настояла, чтобы показ фильма детям был ограничен. Вслед за этим, уже 14 февраля, на своем сайте, "Опус Деи" публикует официальное обращение с призывом к компании "Sony Pictures" "проявить чувствительность и конструктивность".
Справка. "Опус Деи" (Opus Dei или "Дело Божье") - влиятельная международная католическая организация консервативного направления, состоящая главным образом из мирян. Возникшая в Испании в 1928 году как реакция на распространение либерализма и социализма, эта организация исходит из убеждения, что христианин может вести святую жизнь, оставаясь в миру и превращая свою светскую работу и повседневную жизнь в осуществление божественного замысла. Это своего рода орден для мирян и священников (для них в рамках организации создано Священническое Общество Святого Креста), не подразумевающий принятия монашеских обетов, а лишь определенных обязательств. Помимо своего местного епископа, члены организации подчиняются прелату "Опуса Деи", имеющему резиденцию в Риме. По данным организации, она насчитывает на сегодняшний день более 84000 членов во всем мире и имеет, помимо этого, многочисленных "помощников". Критики "Опуса Деи" часто обвиняют ее в скрытности, чрезмерной внутренней дисциплине и попытках тайного влияния на жизнь общества посредством деятельности своих высокопоставленных членов. Основатель "Опуса Деи" испанский священник Хосемария Эскрива был канонизирован Католической Церковью в 2002 году.)
"Код да Винчи" представляет искажённый облик католической Церкви. В книге Дэна Брауна "Опус Деи" описана как религиозная секта или культ – в этом и состоит основная претензия к писателю. В подтверждение справедливости своих упреков, "Опус Деи" предлагает свой ответ на "Код да Винчи", разбирая и опровергая каждый пункт, связанный с Прелатурой в романе.
Съемки фильма далеко не всегда проходили в тех местах, которые описываются в романе – так, официальные представители Вестминстерского аббатства отказались дать разрешение на проведение съемок внутри здания, выразив таким образом несогласие с описанными в произведении Дэна Брауна фактами. Съемки этой сцены в итоге прошли в Кафедральном соборе в Линкольне (Великобритания). А вот в Лувр съемочную группу допустили.
В книге действительно есть ряд неувязок – то, что на первый взгляд кажется серьезным исследованием, на поверку оказывается вымыслом. Кроме этого, есть ошибки и фактические – например, путь главного героя от отеля "Ритц" до Лувра описан неверно.
Фильмы и книги в жанре версии уже неоднократно становились причиной недовольств тех или иных религиозных или этнических объединений. Вспомним фильм Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа" – во Франции и Италии во время показа этого фильма поджигали кинотеатры, в России телекомпания НТВ собиралась показать его 26 апреля 1997 года, на Пасху, но после многочисленных протестов и угроз вынуждена была отказаться от этого. "Вы извели русский народ, способствуете уничтожению его генофонда, растлению душ детей и подростков!" - говорили люди, звонившие в студию. Так или иначе поднималась тема межнациональной розни: спора тоже не получалось, звонившие отвечали "дежурными" аргументами: "Вы тут все евреи, а кто не евреи - продались евреям; евреи же, в свою очередь, продали Россию". В итоге фильм был показан не 26 апреля, а позже.
Предметом разногласий стала и книга Жозе Сарамаго "Евангелие от Иисуса". Но, как сказал сам автор, Нобелевский лауреат, в интервью: "Скандал, раздутый правительством (португальским. – Ред.) правых вокруг книги, только добавил ей популярности. Даже читатели разделились на тех, кто был согласен с тем, чтобы книга подверглась цензуре, и на тех (подавляющее большинство), кто выступил против вмешательства правительства в литературную сферу… Разгоревшаяся десяток лет тому назад полемика вокруг книги все еще жива. Католики считают книгу ужасной. Но, заметьте, умные католики одобрили роман. Он им понравился. Многие из них писали и звонили мне, чтобы высказать свое одобрение". В случае с книгой Сарамаго, религиозный персонаж рассматривается как человек, то есть, несмотря на возможное неодобрение со стороны церкви, автор изначально не претендует на достоверность событий. Это лишь один из возможных взглядов. В случае с Брауном ситуация другая.
Недавно на экранах появилась и еще одна "версия": фильм "Мюнхен" начинается с предупреждения, что он основан на "впечатлениях от реальных событий". Критики, правда, отмечают редкую лояльность режиссера Стивена Спилберга: «Его подход к изложению весьма отстраненный, он ясно фиксирует и подмечает детали, но решение, что есть хорошо и что есть ноу гуд, оставляет за аудиторией. Нет ничего, что можно было бы принять за личную симпатию, или за намек на симпатию или антипатию». Но это мнение российского критика Екатерины Русановой. В Израиле эту картину восприняли весьма неоднозначно: газета "Jerusalem Post" назвала "Мюнхен" запутанным и надоедливым фильмом, "Haaretz" – неряшливым по стилю. Что будет дальше – покажет время, поскольку этот фильм еще обсуждается в прессе и окончательный приговор пока не вынесен.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников