Политический обозреватель РИА Новости Марианна Беленькая.
Россия, несмотря на все сложности переговоров с Тегераном, надеется все же оставить «иранское досье» в поле деятельности МАГАТЭ – что лишний раз подтвердилось, например, на переговорах иранской делегации в Москве. Одновременно США призывают международное сообщество усилить давление на Иран. И это ощущалось в ходе начавшейся в тот же день поездки госсекретаря США Кондолизы Райс на Ближний Восток.
При общей для двух стран приверженности режиму нераспространения, нюансы в позициях Москвы и Вашингтона объясняются тем, что для России иранское «ядерное досье», прежде всего, вопрос безопасности, для Вашингтона это – лишь часть большой политической игры в сложном регионе. И это отягощает переговоры.
Смысл этой игры в том, кто будет доминировать на Ближнем Востоке в ближайшее время - Иран или США. Парадокс в том, что Вашингтон сам расчистил Тегерану путь к такому соревнованию в регионе, невольно укрепив влияние иранцев в Ираке, Ливане, Палестине, а также иранско-сирийский союз.
Например, США говорят об опасности, которая исходит от оси «Иран-Сирия-Хизбалла» (эта группировка действует в Ливане). В этой цепи основное звено Тегеран – именно его винят в дестабилизации ситуации в регионе, в поддержке террористов в Ираке и Палестине, в дестабилизации ситуации в Ливане (тут, правда, первенство часто отводится Дамаску), в том, что палестино-израильский мирный процесс заблокирован.
Иранцы и не скрывают, к примеру, своей поддержки палестинскому и ливанскому сопротивлению. Но нельзя игнорировать и тот факт, что именно американская политика содействовала сплочению звеньев этой новой «оси зла». Неслучайно президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил в канун поездки Кондолизы Райс на Ближний Восток, что политика Вашингтона по распространению демократии в этом регионе привела к противоречивым для американцев результатам. По мнению иранского президента, если бы свободные выборы прошли сейчас во всех странах исламского мира, то там победили бы именно исламисты и силы, которые выступают за сопротивление оккупации. Под оккупацией здесь подразумевается американское влияние в регионе. И надо признать, что он говорит очевидные вещи.
Именно на этом смутном для Вашингтона фоне начала госсекретарь Райс свой визит на Ближний Восток (Египет, Саудовскую Аравию, ОАЭ). Одна из целей ее поездки - призыв к арабским странам пригрозить Ирану изоляцией.
Вероятно, неслучайно для своего турне Райс выбрала именно те страны, которые связывают с Ираном непростые взаимоотношения. Да и с другими столицами арабского мира у Тегерана сколько угодно сложностей, пусть это и не очень хорошо видно. В принципе арабские страны опасаются ядерной программы Ирана и не заинтересованы в ее развитии.
Но, даже несмотря на пограничные конфликты с Ираном, как в случае ОАЭ, несмотря на соперничество за влияние в исламском мире, если говорить о Саудовской Аравии, и даже несмотря на опыт полного разрыва, как это было после заключения Египтом мира с Израилем в 1979 году - арабские правительства сегодня, а может быть и никогда, не пойдут на открытую изоляцию Тегерана. Прежде всего потому, что этот шаг не будет одобрен населением их стран, и обернется против тех правительств, которые могут на него решиться.
Предательство Ирана означало бы и предательство Сирии, и движений сопротивления в лице палестинского ХАМАС и ливанской «Хизбаллы». А именно на их стороне и на стороне Тегерана сегодня симпатии арабской улицы. Ведь Иран противопоставляет себя Западу, который оскорбляет пророка Мухаммеда, подвергает пыткам иракских заключенных, избивает иракских подростков. То есть ключ проблемы – как раз в американской политике в регионе.
Поэтому, кроме сочувствия, арабские визави Райс ничем не могут ей помочь, Максмиум на что они могут пойти - это на призывы к превращению всего Ближнего Востока в зону, свободную от ядерного оружия – правда, касается это не только Ирана, но и Израиля. И еще они, по имеющейся информации, советуют госсекретарю США проводить более осторожную политику в регионе. Тем более, что такой опыт у Вашингтона имеется. Недавно в интервью еженедельнику «Тайм» представитель США в ООН Джон Болтон вспомнил об отказе несколько лет назад Триполи от разработок оружия массового поражения (ОМП). Он отметил, что если Ливия смогла отказаться от своих ядерных амбиций, то это может сделать и Иран.
Однако он не уточнил, что процесс переговоров с Ливией резко отличался от того, что имеет место сегодня вокруг Ирана.
К моменту отказа Триполи от ОМП США уже на протяжении нескольких лет не упоминали о смене режима в Ливии. Кроме того, переговоры, которые вели с Ливией Лондон и Вашингтон, не были публичными, что дало возможность ливийскому лидеру Муаммару Каддафи пойти на уступки, не потеряв лица. Еще одна причина успеха переговоров заключалась в том, что Каддафи, в отличие от иранского руководства, в последнее время и не пытался играть активную роль на Ближнем Востоке, и противостояние с Америкой потеряло для него смысл. Тегеран же, напротив, полон амбиций, тем более что Вашингтон всячески этому способствует.
На фоне событий в Ираке, Палестине, на фоне карикатурных скандалов Тегеран только выигрывает от ситуации, когда давление на него возрастает. Стоит ли помогать Ирану укреплять свои позиции исламском мире и дальше? Возможно, права Москва, стараясь, вопреки всему разрешить проблему иранского урегулирования в рамках МАГАТЭ? Хотя даже в этом случае Тегеран будет выглядеть победителем. Иранская дипломатия оказывается пока изящней американской.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции