Политический обозреватель РИА Новости Марианна Беленькая.
Движение Исламского сопротивления, победившее на палестинских парламентских выборах, приступило к формированию правительства. Три недели, которые отведены на эту процедуру, определят, насколько серьезен внутрипалестинский кризис, и способно ли ХАМАС в целом оказывать влияние на политическую жизнь на палестинских территориях.
Главное требование, которое предъявляют к будущему правительству и международное сообщество, и глава Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас – признание права Израиля на существование и соблюдение обязательств по продолжению переговорного процесса с Израилем, принятых предыдущими правительствами. Однако представители ХАМАС категорически отказываются пойти на это. «Для начала Израиль должен начать уважать права палестинцев», говорят они.
Такая позиция может привести не только к коллапсу ПНА, но и к изоляции палестинцев со стороны международного сообщества. Уже сейчас США потребовали вернуть им часть финансовых средств, ранее предоставленных палестинцам. А Израиль отказался перечислять им налоговые и таможенные сборы от перевоза товаров через палестинскую территорию на сумму около $50 миллионов в месяц.
Без финансирования работа ПНА будет парализована, потому что дефицит бюджета увеличится почти вдвое. Неслучайно Махмуд Аббас на открытии первого заседания нового Законодательного совета обратился к международному сообществу с призывом не наказывать палестинцев за их выбор, приведший к победе ХАМАС.
Впрочем, есть и другие причины для политического коллапса.
Напомним, что по результатам выборов в палестинский Законодательный совет ХАМАС получил 74 места из 132. Доминирующее до выборов в палестинской политической жизни Движение освобождения Палестины (ФАТХ) потерпело сокрушительное и неожиданное поражение. Однако это не означает, что оно потеряло рычаги управления.
До сих пор представители ФАТХ занимали ведущие позиции во всех трех ветвях власти – в законодательной, исполнительной и судебной. И хотя внутри Законодательного совета первого созыва во время 10 лет его работы нередко вспыхивали скандалы и недовольство исполнительной властью, нередки были разногласия внутри ФАТХ – но генеральная линия, особенно в том, что касалось общения с внешним миром, оставалась единой. Теперь, по сути, внутри Палестинской национальной администрации (ПНА) начинается эпоха двоевластия.
Формально внешняя политика и вопросы безопасности остаются в руках ФАТХ, точнее - вся власть тут сосредоточена в руках главы ПНА Махмуда Аббаса. Он также имеет возможность отменять решения Законодательного совета через Конституционный суд, ведь именно он единолично назначает его членов. И те представители международного сообщества, включая Израиль, которые не желают иметь дело с ХАМАС, могут и готовы поддерживать диалог по тем или иным вопросам с Аббасом. Однако это будет диалог ради диалога. Максимум он может привести к решению гуманитарных вопросов. Но никакие принципиальные решения, прежде всего заключение мирных договоренностей, без согласия парламентского большинства, а значит - ХАМАС, не могут быть приняты. В то же время и ХАМАС не сможет провести через парламент какие-либо решения, не имея 2/3 голосов и согласия Махмуда Аббаса.
Таким образом, и ФАТХ и ХАМАС нуждаются друг в друге. Неслучайно и Аббас заявляет о необходимости диалога, и представители ХАМАС говорят о формировании национального единства.
Однако пока вхождению ФАТХ в правительство может помочь разве что чудо. ФАТХ от этого отказывается, ссылаясь на различия во взглядах с ХАМАС на ближневосточное урегулирование. Однако это только то, что лежит на поверхности. Есть и другие причины.
По мнению ливанского эксперта по палестинским проблематике Сакра Абу Фахра, многие представители ФАТХ просто не хотят оказывать помощь своему сопернику и ждут его провала. А провал вполне возможен, учитывая ситуацию. Кроме того, отметил ливанский эксперт в интервью «РИА Новости», «ФАТХ не привыкло занимать второстепенное положение во власти и не хочет быть представителем от ХАМАС на переговорах с Израилем и международным сообществом». Впрочем, это и невозможно из-за разности позиций. Да и вряд ли бы на это пошел ХАМАС.
Таким образом, политический процесс на палестинских территориях заблокирован, если, конечно, не будет найден консенсус внутри палестинских политических движений и не предоставлена международная помощь. Возможно, частично в решении этих проблем помогут переговоры делегации ХАМАС в Москве. Впрочем, и это будет, скорее всего, диалог ради диалога.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции