- Виктор Николаевич, как известно, 3 июля Госавтоинспекция будет праздновать свое 70-летие. Все эти годы основной задачей возглавляемой Вами службы было обеспечение безопасности участников движения на территории нашей страны. Вместе с тем, Вы участвуете в обсуждении этой проблемы и в рамках Организации Объединенных Наций. Каков вклад России в деятельность ООН в данном направлении?
- Действительно, эта тема занимает особое место в деятельности ООН. Достаточно отметить, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно на дорогах планеты гибнет почти 1,3 миллиона человек, не говоря уже о колоссальных экономических потерях. Естественно, такое положение не может устраивать мировое сообщество, поэтому в повестку дня Генеральной ассамблеи ООН, начиная с 2003 года, включен пункт, который озаглавлен "Глобальный кризис в области обеспечения безопасности дорожного движения". На сегодняшний день Генеральной ассамблеей ООН принято четыре резолюции, в которых предлагается комплекс мер, направленных на преодоление глобального кризиса. Это как нельзя лучше свидетельствует о том, какое внимание уделяется проблеме обеспечения безопасности дорожного движения в мире.
Должен сказать, что Россия занимает активную позицию в обсуждении данной проблемы. Несмотря на высокий уровень аварийности в нашей стране, у нас, тем не менее, есть опыт успешного решения соответствующих проблем. Поскольку причины аварийности везде практически одинаковы, этот опыт может быть полезен многим странам. Именно поэтому в январе этого года ООН официально распространила доклад с информацией о реализации Российской Федерацией основных положений резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.
- Какова главная идея распространенного доклада?
- Главное то, что проблема обеспечения безопасности дорожного движения находится в центре внимания государства, а ее решение, в конечном итоге, направлено на улучшение качества жизни наших сограждан. "Политическая воля" к улучшению ситуации на дорогах подтверждается, в частности, тем, что соответствующие вопросы обсуждались в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации и Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на заседании президиума Госсовета Российской Федерации, состоявшемся в ноябре прошлого года.
Хотел бы также отметить, что в связи с содержащимся в резолюциях Генеральной Ассамблеи призывом к странам-членам ООН принимать законы, предусматривающие воздействие на основные факторы риска (превышение скорости движения, неиспользование ремней безопасности, управление транспортным средством в состоянии опьянения и др.), в Государственную думу внесен ряд законопроектов, предусматривающих ужесточение административной ответственности за соответствующие нарушения Правил дорожного движения, а также введение ответственности за систематические нарушения. Наряду с другими шагами, предпринятыми для уменьшения аварийности на дорогах, это также нашло отражение в докладе, официально распространенном по нашей инициативе среди стран-членов ООН.
Вместе с тем, мы полностью разделяем позицию ООН в том, что одними лишь мерами по ужесточению санкций за нарушения проблему не решить. Это - комплексная задача, решение которой предполагает воздействие на все элементы системы "человек –автомобиль – дорога - среда". Причем решать ее предстоит всем вместе.
- Планируете ли Вы выступление с какими-либо инициативами на предстоящей 61-ой сессии Генассамблеи ООН?
- Многое будет зависеть от того, как будет реализовываться новая федеральная целевая программа "повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах". Там заложен ряд новых подходов к оценке факторов, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, а также меры воздействия на них. Мы проинформируем наших партнеров по ООН о той большой работе, которая ведется в нашей стране в этом направлении. Если это покажется интересным, мы озвучим предпринимаемые нами шаги с трибуны Генассамблеи ООН.