Рейтинг@Mail.ru
"Активные усилия": от средиземного до каспийского моря - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Активные усилия": от средиземного до каспийского моря

Читать ria.ru в
В минувшую пятницу Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, первым в истории среди его предшественников, поднялся на борт флагмана Черноморского флота России гвардейского ракетного крейсера «Москва». Это произошло на Сицилии, в порту Мессина, где русский корабль пришвартовался к причалу вместе с большим десантным кораблем «Азов» и спасательным буксиром СБ-136. На борту крейсера генсека и министра обороны Италии Антонио Мартино принимал министр обороны России Сергей Иванов и главнокомандующий ВМФ страны Владимир Масорин...

Военный обозреватель «РИА Новости» Виктор Литовкин.

В минувшую пятницу Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, первым в истории среди его предшественников, поднялся на борт флагмана Черноморского флота России гвардейского ракетного крейсера «Москва». Это произошло на Сицилии, в порту Мессина, где русский корабль пришвартовался к причалу вместе с большим десантным кораблем «Азов» и спасательным буксиром СБ-136. На борту крейсера генсека и министра обороны Италии Антонио Мартино принимал министр обороны России  Сергей Иванов и главнокомандующий ВМФ страны Владимир Масорин.

Корреспондент «РИА Новости» сообщил из Италии, что Яап де Хооп Схеффер остался очень доволен торжественным приемом, который ему устроили на флагмане, был приятно удивлен его мощным вооружением, а также беседами с российскими моряками и морскими пехотинцами. Среди них нашлось немало тех, кто неплохо знал английский и свободно объяснялся с высокими гостями на понятном им языке.

Но визит Генерального секретаря НАТО на российский корабль был вовсе не церемониальным. С этого года Россия будет единственной страной, которая примет участие в операции блока в Средиземном море «Активные усилия», не входя при этом в альянс, и не подпадая под обязательства 5 статьи Североатлантического договора о взаимной военной помощи. И крейсер «Москва» вместе с БДК «Азов» и спасателем СБ-136  как раз и станет «первой ласточкой» этого нового исторического процесса.

Операция «Активные усилия» проходит в Средиземноморье на регулярной основе с 26 октября 2001 года под командованием Объединенных ВМС НАТО в Южной Европе, штаб которого находится в Неаполе. Она стала ответом Североатлантического альянса на чудовищный террористический акт в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября, когда религиозные фанатики направили пассажирские «Боинги» в здания Международного торгового центра и Пентагона. Кроме кораблей и судов обеспечения, в ней принимают участие самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (AWACS), вертолеты, а так же береговые части и полиция средиземноморских европейских стран.

По Средиземному морю переправляется до 65 процентов всего потребляемого Западной Европой нефти и газа, здесь же проходят нефтепроводы, что соединяют Ливию с Италией, а Марокко с Испанией. Задача сил, что контролируют основные морские торговые пути - пресекать нелегальную миграцию, контрабандные поставки товаров из одного континента на другой, а главное – транспортировку наркотиков, обычного оружия и оружия массового поражения, а также перемещение террористических групп.

Командующий Объединенных ВМС НАТО в Южной Европе вице-адмирал ВМС Италии Фердинандо Санфеличе ди Монтефорте, который руководит операцией «Активные усилия» и который прилетал в прошлом году в Москву для консультаций с командованием российских ВМС по поводу участия наших моряков в решении этой проблемы, сказал военному обозревателю РИА «Новости», что за время своей работы они досмотрели и сопроводили более 420 судов. Причем досмотры проводились исключительно с добровольного согласия капитанов плавсредств, при уважении государственного флага и в соответствии с международным правом. Оружие ни разу не применялось.

Патрульные корабли НАТО окликают проходящие в восточной части Средиземного моря торговые суда и просят их сообщить о своей принадлежности и характере провозимого груза. Эта информация затем поступает в штаб Объединенного командования и в Центр НАТО по морским перевозкам в Нортвуде, Англия. И если что-либо там покажется странным  или вызовет подозрение, то команда из 15-20 человек может подняться на борт «подозрительного» судна и провести досмотр документов, груза и помещений. На март 2005 года таких досмотров было около 70. Если капитан не соглашается на досмотр, то об этом сообщается в порт назначения судна, и там на борт поднимается местная полиция со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По словам вице-адмирала Монтефорте, операция оказала заметное влияние на безопасность и стабильность в Средиземном море. Кроме того, корабли и вертолеты НАТО провели несколько операций по спасению гражданских лиц с поврежденных буровых установок и терпящих бедствие судов. В частности, в январе 2002 года спасли 250 детей и женщин с тонущего корабля, перевозившего беженцев. Адмирал сказал, что с симпатией и доверием к Москве относятся очень многие страны данного региона, и это добавит «Активным усилиям» большую эффективность, если даже не считать драгоценного опыта оперативного взаимодействия двух различных флотов, который крайне важен для проведения на море спасательных и гуманитарных операций.

Результатом переговоров адмирала Монтефорте с российским военным и военно-морским командованием, как и регулярных встреч министра обороны Сергея Иванова и руководителей стран Альянса в формате Совета Россия-НАТО, и стал визит гвардейского ракетного крейсера «Москва» и кораблей сопровождения в итальянский порт Мессина. 

Правда, некоторые политические руководители Альянса предлагали Москве распространить эту операцию и на бассейн Черного моря, но в Кремле пока не соглашаются с такой идеей. Так же, как пока не соглашаются отдельные страны Каспийского региона с предложением министра обороны России Сергея Иванова и главкома ВМФ России Владимира Масорина создать совместные международные морские силы «Касфор» - без участия кораблей НАТО - для проведения подобной операции на Каспии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала