Рейтинг@Mail.ru
Политреформа Ющенко опоздала - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Политреформа Ющенко опоздала

Читать ria.ru в
Новая политическая реформа украинской власти, о которой объявил президент Украины Виктор Ющенко выступая в четверг в Верховной раде, становится центральным пунктом кампании по раскрутке пропрезидентского блока «Наша Украина» в перед парламентскими выборами. Однако, судя по всему, эта явно предвыборная инициатива украинского президента запоздала. Политреформа Ющенко должна стать своего рода «антиреформой» по отношению к той, которая уже вступила в силу 1 января, и в результате которой Украина фактически превращается из президентско-парламентской республики в парламентскую...

Арсений Оганесян, политический обозреватель РИА Новости.

Новая политическая  реформа украинской власти, о которой объявил президент Украины Виктор Ющенко выступая в четверг в Верховной раде,  становится центральным пунктом кампании по раскрутке пропрезидентского блока «Наша Украина» в перед парламентскими выборами. Однако, судя по всему, эта явно предвыборная инициатива украинского президента запоздала.

Политреформа Ющенко должна стать своего рода «антиреформой» по отношению к той, которая уже вступила в силу 1 января, и в результате которой Украина фактически превращается из президентско-парламентской республики в парламентскую. Но более важно то, что в краткосрочной довыборной перспективе главная цель амбициозного проекта «Народная реформа» будет заключаться в том, чтобы пополнить поредевшие ряды сторонников Ющенко к назначенным на март выборам в Верховную раду, считает замдиректора Центра политической конъюнктуры Алексей Макаркин.

Не секрет, что за прошедший год идеализма и энтузиазма у «оранжевых» поубавилось, а теперь им предстоит участвовать в избирательной кампании с не слишком впечатляющими задачами. Расстановка политических сил в Украине такова, что ни одна партия не способна не только получить абсолютное большинство голосов, но даже приблизиться к такому результату. А раз так, то речь идет не о побуждающем к борьбе лозунге «все или ничего» (как в ходе президентской кампании 2004 года), а лишь о том, чтобы получить на 2-3% больше, чем конкурент.

Теперь же - после заявления Ющенко - ставки резко повышаются. Речь идет о том, что результат выборов в Раду становится лишь отправной точкой для новой масштабной политической кампании. Усиливаются стимулы для активной «охоты за голосами»  - чем больше «Наша Украина» получит их, тем больше шансов у президента выиграть референдум (а в случае поражения эта инициатива вообще превращается в авантюру). И у сторонников Ющенко появляется яркий лозунг – требование сильной президентской власти. Ведь на воспоминаниях о майдане сейчас электорального успеха не добьешься.

Кроме того, президенту и его команде сегодня намного проще запустить новый  политический проект, чем попытаться дать избирателям детальный отчет о результатах своей деятельности за время пребывания у власти.

Об экономическом неблагополучии Украины после прихода к власти Ющенко сказано уже очень много. И все же обойти этот вопрос стороной было бы непростительно, ибо сухие цифры буквально кричат о провале экономической политики «оранжевого» правительства. Так, согласно данным Госкомстата, реальный рост валового внутреннего продукта Украины  в 2005 году замедлился до 2,4% по сравнению с рекордно высокими 12,1% в 2004 году.  При этом причин для оптимизма в отношении года текущего тоже нет. По словам спикера Верховной рады Владимира Литвина, суммарные  потери  украинской экономики  от  повышения  цен  на  российский  газ превышают $4,5 млрд. «По прогнозам, суммарные потери составят  до  2%  валового внутреннего продукта.  Ясно,  что  о запланированном на нынешний год росте в 7% нечего и мечтать», - сказал Литвин.

Из всего вышеперечисленного следует,  что предвыборные позиции блока Ющенко «Наша Украина» на самом деле крайне слабы.  Если усилия политтехнологов по раскручиванию проекта «политреформа» и будут приносить плоды, то  лишь до тех пор, пока кто-нибудь из оппонентов не повторит сакраментальную фразу экс-президента США Билла  Клинтона «Это экономика, дурачок».  И тогда рейтинг пропрезидентского блока, который и без того замыкает, а не возглавляет, тройку фаворитов предвыборной гонки,  может просесть еще сильнее, равно как и популярность блока экс-премьера Юлии Тимошенко, которая разделяет ответственность за экономический кризис.


Согласно одному из последних опросов общественного мнения,  за оппозиционную Партию Регионов Украины, которую возглавляет экс-премьер Виктор  Янукович, готовы отдать голоса 27% избирателей, за Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) от 20,2%  и, наконец, за Народный Союз «Наша Украина»  - 11,4%. Также неплохие шансы попасть в парламент есть у Социалистической партии Украины (СПУ) - 5,7%, блока Натальи Витренко «Народная оппозиция» – 4,8% и коммунистов - 3,7%. Кроме того, вероятно, в Раду пройдет еще целый ряд партий, чей рейтинг колеблется в районе 2%, так как порог прохождения крайне низкий - всего 3%.

Таким образом, конфигурация в новоизбранном  парламенте может оказаться крайне сложной. Судите сами, если бы выборы проходили в ближайшее воскресенье, Партия Регионов получила бы 145-155 мест, БЮТ - 123-133, блок «Наша Украина» 60-70, СПУ - 25-35, блок Натальи Витренко «Народная оппозиция» - 20-30, коммунисты - 15-20 (всего в Верховной Раде Украины 450 депутатских мандата).

Но, самое главное, украинский президент упустил не только экономику, но и время.

По мнению директора Российского института стратегических исследований Евгения Кожокина, «Ющенко мог бы добиться того, чтобы в рамках конституционного поля был осуществлен отказ от конституционной реформы, если бы он этим занялся почти сразу же после «оранжевой революции». У него был для этого авторитет, - и политический и моральный. У него были возможности в  плане административного ресурса, и к тому же конституционная реформа в то время еще не вступила в силу.  Сейчас у него, уже с точки зрения Конституции, административный ресурс намного меньше. Он пытается фактически вновь пересмотреть Основной закон и его могут обвинить просто в антиконституционной деятельности вплоть до начала процедуры импичмента. И, наконец, результаты референдума должны будут быть утверждены Верховной Радой. То есть, не имея большинства в Раде он не сможет использовать результаты даже положительного референдума».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала