Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев.
На днях, одна печальная годовщина привела меня на главное кладбище Москвы и России - на Новодевичье кладбище. Денек выдался не очень холодный. Светило солнце. Уже у входа пара подозрительных личностей предложила нам прогулку по наиболее сенсационным могилам.
За умеренную плату, а то и вовсе бесплатно.
Достаточно было и получаса, чтобы заметить, что кладбище сегодня живет по правилам маленького Диснейленда: группы иностранцев, ведомые проводниками, устремляются к могилам, тут же стайками кружат и любопытные москвичи. Но тропы устремлены не к великим могилам Чехова и Станиславского, не к последнему убежищу Шостаковича или Булгакова. Две могилы возглавляют незримый хит-парад погребений это могила Никиты Хрущева и могила Надежды Аллилуевой, жены Сталина.
У могилы Хрущева гид объяснял оживленным туристам, что памятник был создан руками известного скульптора Эрнста Неизвестного, которого советский лидер, между прочим, преследовал, что недавно вандалы якобы украли бронзовую голову с постамента, и скульптор был вынужден повторять отливку.
Туристы качали головами: надо же!
Могила Аллилуевой, за то время что я здесь не был, совершенно переменилась, ее обновили, накрыли прозрачным колпаком, вместо скромной прежней надписи Надежда Аллилуева теперь жирным золотом написано Надежда Аллилуева-Сталина.
Между тем, имя Сталина Аллилуева не носила, их брак был по нравам тех лет советским гражданским браком двух партийцев.
Кроме того, как известно на православных кладбищах запрещается хоронить самоубийц, и могила несчастной женщины создает определенное этическое напряжение как впрочем, - и могила Маяковского, которая краснеет багровым мрамором среди снега неподалеку.
Вот-вот хитом станет и могила Гоголя.
Слухи о краже черепа нашего классика из гроба просочились из научных публикаций (см. например «Русский Архив» № 1. 2000) в мир наживы. Снят на Мосфильме и документально-художественный фильм «Голова классика», так что доброхоты уже готовы поведать страшные истории всем желающим об алчном коллекционере святотатце Бахрушине и его мании сбирать черепа великих людей.
Эта атмосфера недостойного любопытства и оживления все сильней давит на трагический дух кладбища. Самая современная часть кладбища, увы, порой напоминает толкучку у метро, где продавцы хватают тебя за рукав, предлагая яркий и броский товар.
Я понимаю, что касаюсь сложной темы, потому не станем трогать имена, которые у всех на слуху, но ей-ей, и дельфины из бронзы, и любимый пес у ног хозяина, или десяток фотографий вмонтированных в конструкцию не соответствуют атмосфере последнего прощания.
Могила это Предстояние перед Вечностью, а не выход к публике.
Могиле не к лицу раскланиваться и выпрашивать аплодисменты.
Памятник не должен попрошайничать.
Классическая форма христианских могил - это крест или камень (Голгофа), а все, что свыше, то от лукавого. Старое кладбище полно тишины и величия. Всего лишь камнем увенчана могила Булгакова и его жены. Незаметен камень великого Шостаковича. Каменной часовенкой смотрится надгробие Чехова. Никому не пришло в голову украсить его могилу Каштанкой из бронзы.
Самые великие могилы обходятся даже без имени.
Грандиозная усыпальница Наполеона в Доме Инвалидов в Париже одновременно поражает мощью и сдержанностью - нигде ни единым словом не указано имя того, кто здесь покоится вечным сном, в круглой крипте, внизу, высится безымянный саркофаг из темно-красного порфира, зато на мраморном полу названы имена столиц, которые покорил великий полководец и император.
Только одна могила может сравниться с усыпальницей Наполеона по силе духа, это безыскусный холмик земли, обложенный дерном в Ясной Поляне, на тесной лужайке среди сосен и ельника, могила Толстого. На ней нет ни креста, ни камня, только упавшие листья, да сосновые иглы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции