Михаил Белят
АКАПУЛЬКО, 2 фев - РИА Новости. Когда российский барк "Крузенштерн" входил на всех парусах в бухту Акапулько, привыкшую к роскошным яхтам и круизным лайнерам, даже таксисты притормаживали на широкой набережной Мигель Алеман.
Зрелище казалось нереальным, словно путешествие на машине времени или парадный проход по центральному проспекту современного мегаполиса лейб-гвардии кирасирского эскадрона с палашами наголо.
В бухту Акапулько вошел российский учебный парусник "Крузенштерн", совершающий второе за свою восьмидесятилетнюю историю кругосветное плавание.
Три главные мачты высотой более 50 метров каждая в полном парусном оснащении, дополнительные паруса на корме и бушприте, приземистый корпус длиной 114,5 метров, с белой полосой вдоль бортов - такого великолепия и подлинно морского изящества не знали эти воды с XIX века, когда Акапулько еще не был всемирно известным курортом с растянувшейся на десяток километров вдоль побережья линией отелей.
Тогда здесь стояли дюжина бронзовых пушек, охранявших небольшой порт, а бухту окружали несколько рыбацких хижин, разбросанных по склонам гор. С тех давних пор ни один парусник под российским флагом не заходил сюда, "Крузенштерн" - первый за последние сто с лишним лет.
Свое первое кругосветное плавание "Крузенштерн" совершил в 1995-1996 годах, это была единственная "кругосветка" российских моряков в прошлом веке.
Во время нынешнего плавания заход в Акапулько знаменует середину пути. Парусник вышел из Санкт-Петербурга 24 июня 2005 года, посвятив плавание 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и 200-й годовщине первого кругосветного плавания русских моряков под командованием Ивана Крузенштерна.
За семь месяцев парусник обогнул Европу, пересек Атлантику, выдержал жестокий шторм у мыса Горн - самой южной точки Америки, вошел в Тихий океан и проплыл вдоль берегов Чили и Перу. В ближайшие семь месяцев ему предстоит пересечь Тихий и Индийский океаны, побороться с ветрами у южной оконечности Африки - мыса Доброй Надежды, вновь обогнуть Европу. В Санкт-Петербург "Крузенштерн" должен вернуться 7 августа этого года.
В числе 198 членов экипажа - 122 курсанта российских мореходных училищ. Как сообщил в интервью РИА Новости капитан судна Олег Седов, среди них есть и школьники - победители всероссийских соревнований юных моряков.
Курс морской практики рассчитан на три месяца. Состав курсантов стараются менять с учетом этого срока. Первая замена произошла на Канарских островах, нынешние "морские волки" сменятся на Гавайях. Всего за время плавания сложную морскую науку будут осваивать 700 юношей.
Когда проходишь по палубе "Крузенштерна", видишь, как опытные матросы и курсанты бегают по вантам на головокружительной высоте и ставят паруса, до боли в суставах натягивая просмоленные канаты. Трудно поверить, что вместе с худенькими 14-летними мальчишками это один экипаж, одна команда, за спиной у которой тысячи морских миль.
"Ребята доказали во время шторма у Огненной Земли, что умеют работать, - говорит капитан. - Это сейчас они такие улыбчивые и тихие. А когда на море девять баллов, и бушприт зарывается в волну, а мачты раскачиваются вдоль всего горизонта, и судно кидает с борта на борт, тогда не до улыбок и душевного спокойствия. Тогда нужно работать слаженно, единым механизмом, понимать друг друга с полуслова, с полужеста".
И все же замкнутое пространство корабля, неделями - открытое море, разновозрастный экипаж, где кто-то намного сильнее физически и морально - не в таких ли условиях вызревает отвратительное явление, которое называют "дедовщиной"?
"На судне, где я капитан, ничего подобного ситуации, сложившейся в Челябинском танковом училище и прогремевшей дурной славой по всей России, нет и быть не может, - подчеркивает Олег Седов. - Я считаю, что "дедовщина" существует только там, где есть плохие, не заинтересованные в своем деле офицеры. Сколько бы резонов и причин этого явления ни называлось, корень зла - в них".
По словам капитана, на судне тщательно продумана организация учебы и быта моряков. Все курсанты разделены на группы, во главе каждой - руководитель практики, преподаватели, боцманы. Каждая группа живет в своем кубрике, вахтенный дежурный обязан делать почасовой обход жилых помещений.
"Ну и дисциплина, конечно. Списание на берег в ближайшем порту захода - это ведь не просто угроза. При малейшем намеке на внеуставные отношения моя рука не дрогнет, будь ты хоть матрос с многолетним опытом плавания, хоть боцман, хоть вахтенный начальник. И все они об этом знают", - добавил Седов.
"Крузенштерн" проведет в Акапулько четыре дня. Капитан надеется, что экипаж сумеет увидеть хоть немного Мексики, о культуре и истории которой на борту неплохо осведомлены, а также отдохнуть перед предстоящим долгим переходом до Гонолулу по неспокойным и коварным водам океана, который только называется Тихим.