«Сволочи».
«То, что огромное количество уголовных преступлений было совершено подростками - это правда. Все остальное, по-моему, это вымысел", - заявил режиссер-постановщик и соавтор сценария фильма «Сволочи» Александр Атанесян, после того как информацию о наличии реальной исторической основы картины опровергли в ФСБ России.
«Центр общественных связей (ЦОС) ФСБ России сообщает, что в архивах службы безопасности и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан каких-либо материалов, подтверждающих существование в системе органов НКВД-НКГБ такого рода "детских диверсионных школ", аналогичных описанной в повести "Сволочи", не имеется. Архивных документов об операциях по заброске диверсионных групп из числа подростков советскими органами госбезопасности в тыл противника в годы Великой Отечественной войны нет", - говорится в сообщении ЦОС ФСБ.
В то же время, в ФСБ России признались, что располагают документальной информацией о практике использования детей в диверсионных целях спецслужбами фашистской Германии. Согласно архивным материалам, для обучения в школе сотрудники Абвера (органа военной разведки и контрразведки в Германии в 1919-1941 гг.) производили вербовку детей, находившихся на оккупированной территории в детских домах в городах Орша и Смоленск.
Оказывается, сам режиссер и не претендовал на полную достоверность. По его сведениям, в Советском Союзе детских диверсионных школ не существовало. "Я сторонник того, что искусство оперирует не категориями правды, а категориями художественного вымысла, но вымысел должен быть интересным, эмоционально ценным", - сказал в интервью РИА Новости господин Атанесян. В этом его поддерживает и Владимир Кунин, автор книги «Сволочи», часть которой и легла в основу сценария фильма. «Я считаю, что писатель имеет право на вымысел, на домысел, на свой собственный взгляд на мир и на любые фантазии. Тем более, что я не писал никакой документальной повести», -цитирует радиостанция «Культура» заявление автора.
Справка: События фильма "Сволочи" происходят во время Великой Отечественной войны. В 1943 году в СССР было 670 000 беспризорников. Многие из них объединялись в банды. Еще до войны был издан указ, согласно которому к подросткам применяли все «взрослые» статьи, включая «расстрельные». По сценарию картины в 1943 году несколько десятков подростков, осужденных по «расстрельным» статьям (непременное условие – они должны были быть сиротами, чтобы никто и никогда их не разыскивал), привозят в секретный лагерь на Кавказе - готовить из них диверсионные группы для действий в горах. Начальство и воспитателей лагеря - специалистов по альпинизму, рукопашному бою, взрывному делу - тоже привезены из ГУЛАГа. Именно в этом своеобразном штрафбате-спецназе из «малолеток» и разворачивается действие фильма.
Прокатный тираж картины составит 400 копий (такой же как у «Кинг Конга» и «9 роты»). По самым скромным подсчетам такой тираж обойдется 450 тысяч долларов.
«9 рота».
Фильм «9 рота» газета «Известия» назвала одним из пяти главных культурных событий года. По итогам года, картина заработала почти 25 миллионов долларов, а просмотрело ее около 5 миллионов человек. В их числе – президент России Владимир Путин. Однако, как пишет "Коммерсант", у министра обороны Сергея Иванова и Михаила Швыдкого, также просмотревших фильм, были претензии."Моджахеды, которые идут в атаку в полный рост... это как в фильме "Чапаев", что ли? Помните, там тоже был такой эпизод? Это вообще-то маразм... говоря военным языком!" - поделился своими впечатлениями Сергей Иванов.
Швыдкой был мягче в комментариях, но от критики тоже не воздержался: «Это взгляд солдата на войну, взводного. А то про афганскую войну рассказывали до сих пор в основном генералы. Главным героем был генерал Громов. И не зря фильм не приняли некоторые генералы, Варенников, например".
Сомнения в достоверности вызвал и «кривой ствол», показавшийся министру обороны чем-то совершенно «немыслимым». Отвечая на вопрос о "ляпах" в фильме, Федор Бондарчук заметил: "Кривой ствол - это для зрителя". Этим замечанием министра претензии к фильму не исчерпываются. Сайт ГУРУ ФИЛЬМ.сom опубликовал список 35 «ляпов», обнаруженных в картине.
Приводим лишь некоторые из них.
1. Джоконда, стреляя из снайперской винтовки, вплотную прижимается глазом к оптическому прицелу. Такая ситуация кажется абсурдной, так как при таком положении после первого выстрела у него глаза не осталось бы.
2. После того как мальчишка в кишлаке стрелял в спину Стасу, его несут и просят не умирать. В эпизоде - потные, загорелые парни в грязной военной форме, неожиданно в самом низу экрана появляются новенькие чистые кожаные кроссовки Adidas.
3. У бойцов ручные гранаты чёрного цвета - то есть учебные. Боевые РГД-5 зелёные и очень редко серые.
4. Складывается впечатление, что Афганистан - чрезвычайно жаркая страна. Солдаты и «духи» одеты по-летнему, хотя действия разворачиваются зимой. А там должно быть холодно, особенно в горах.
5. Упавший Ил-76. За все 10 лет в Афганистане были потеряны лишь два Ил-76, оба из состава Пеневежиского полка, причем первый из них упал в первый день ввода войск, погибли кроме экипажа 47 человек инженерного состава дивизии. Второй борт был сбит в 84-м, и это был садящийся борт, а не взлетающий. Погибло около 30 человек.
6. На поиски пропавшего Петровского рота идёт всем скопом, игнорируя все традиции и нормы боевого устава.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников
ВИКТОРИНА: "МАСТЕР И МАРГАРИТА" И ТЕНИ ГЕРОЕВ