Политический обозреватель «РИА Новости» Марианна Беленькая.
«Квартет» международных посредников по ближневосточному урегулированию (Россия, США, ЕС и ООН) выразил готовность продолжить оказывать содействие палестинцам – как политическое, так и финансовое при условии, что палестинское правительство «будет удовлетворять международным стандартам». Очевидно, что все призывы «квартета» адресовались победившему на выборах Движению исламского сопротивления (ХАМАС). При этом высокопоставленные представители стран-посредников, встретившиеся в Лондоне, умудрились ни разу не упомянуть в официальных документах ХАМАС, которое числится в списках террористических организаций США и ЕС.
В тоже время президент РФ Владимир Путин на своей пресс-конференции заявил, что Москва считает «отказ от помощи палестинскому народу в любом случае ошибочным».
Положение, в котором оказалось международное сообщество после палестинских парламентских выборов во многом напоминает ситуацию вокруг Ирана, которая также обсуждалась в Лондоне. На протяжении нескольких лет страны, заинтересованные в разрешении иранского «ядерного вопроса», метались между различными методами дипломатии - игнорированием, угрозами, санкциями, переговорами, уговорами. В итоге пришли к тому, что диалог необходим. Но во многом время было упущено. С ХАМАС дилемма похожа на иранскую. Международное сообщество не может поступиться своими принципами борьбы с террором, но игнорирование ХАМАС – не лучшее решение проблемы, если «квартет» в принципе еще рассчитывает играть ведущую роль в ближневосточном урегулировании.
Под международными стандартами «квартет» подразумевает отказ от террора, признание государства Израиль и соблюдение всех ранее достигнутых палестино-израильских договоренностей, включая «дорожную карту» мирного урегулирования, разработанную «квартетом». Этой позиции придерживаются все члены «квартета», включая Россию. Единственное различие, выражается в том, что США и ЕС обещают лишить палестинцев финансирования, если правительство, которое должно сформировать ХАМАС, не будет отвечать международным требованиям. В Москве этот путь считают неправильным. Впрочем, Россия и не является палестинским донором.
Реакция ХАМАС на заявление «квартета» последовала незамедлительно. Официальный представитель движения Сами Абу Зухри заявил, что «квартету» следовало бы потребовать от Израиля прекращения оккупации и агрессии, а не требовать, чтобы жертва /палестинцы/ признала оккупацию и молча взирала на эту агрессию». Однако это всего лишь первая реакция. Руководители ХАМАС понимают, что теперь им не на словах, а на деле придется нести ответственность за судьбу палестинцев, а значит договариваться с «квартетом». Неслучайно накануне глава парламентского блока ХАМАС «Преобразование и реформы» Исмаил Хания выразил готовность к диалогу с "квартетом". Тем более что большинство палестинцев признает государство Израиль, как политическую реальность, и выступает за мирное урегулирование. Поэтому члены «квартета» не оставляют надежд на конструктивную позицию ХАМАС. Как отметил президент РФ Владимир Путин, «одно дело, когда эта политическая сила находилась в оппозиции и стремилась к власти, а как мы знаем, во всем мире оппозиция выступает с достаточно радикальными заявлениями. И другое дело, когда она получила вотум доверия народа и должна способствовать тому, чтобы люди, которые поверили в это движение, почувствовали положительные результаты его правления».
Однако пока «квартет» занял выжидательную позицию. С одной стороны это объяснимо – на палестинской территории хаос и неясно с кем разговаривать и о чем. Движение освобождения Палестины (ФАТХ), которое на протяжении нескольких десятилетий занимало ведущие позиции в палестинском обществе, никак не может смириться со своим поражением на выборах. После смерти Ясира Арафата ФАТХ растерял свой политический ресурс. Молодые лидеры движения так и не смогли договориться со старшим поколением о реформах и единой действенной политике. И теперь молодежь ФАТХ, военные подразделения ФАТХ не готовы делиться своей властью с ХАМАС. Глава ПНА Махмуд Аббас - один из старейших членов ФАТХ достаточно мудр, чтобы попытаться наладить диалог с ХАМАС, чтобы не допустить гражданской войны среди палестинцев, но у него нет влияния на более молодых членов своего движения. Теряя власть, они не будут думать о национальных интересах. И в этой ситуации дипломаты отказываются прогнозировать ситуацию и предпочитают выжидать.
Но с другой стороны – у членов «квартета» нет выбора – палестинцы проголосовали за ХАМАС. И «квартету» придется вести диалог с ХАМАС, более того поддерживать это движение, дабы не допустить хаоса на палестинских территориях. Ибо если процесс формирования палестинского правительства окажется в тупике, то в проигрыше окажутся все. Пока диалог пойдет не на прямую, а через посредников. Скорее всего, им станет Египет. Возможно, некую посредническую миссию возьмет на себя и Россия. Но в любом случае требовать от ХАМАС незамедлительного признания Израиля – бессмысленно. Чудес не бывает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции