Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские буддисты встречают Новый год

В буддийских храмах в пятницу начались основные богослужения, посвященные празднику Сагаалган - Новому году. Год Огненной собаки наступит 30 января, но 20-дневный "новогодний марафон" у буддистов традиционно стартует на несколько дней раньше.

МОСКВА, 27 янв - РИА Новости, Ольга Липич. В буддийских храмах в пятницу начались основные богослужения, посвященные празднику Сагаалган - Новому году. Год Огненной собаки наступит 30 января, но 20-дневный "новогодний марафон" у буддистов традиционно стартует на несколько дней раньше.

Глава Буддийской традиционной сангхи России пандито Хамбо-лама Дамба Аюшев"Всем буддистам России я желаю в наступающем году спокойствия, беречь свои традиции, накопленные духовные богатства", - сказал РИА Новости глава Буддийской традиционной сангхи России Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев.

Говоря о "внешних изменениях окружающего мира", он призвал "добиваться накопления благих деяний".

Традиционно буддийское духовенство отмечает Сагаалган в дацанах (монастырях), куда в дни праздника стремятся попасть и верующие миряне, чтобы в молитвах о благополучии встретить Новый год. Духовным центром российских буддистов с 1946 года считается Иволгинский дацан, расположенный  в 30-ти километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ. Здесь находится резиденция Хамбо-ламы.
По данным сангхи, новогодние хуралы (богослужения и молебны) начинаются 27 числа последнего месяца уходящего года (по лунному календарю) и длятся 20 дней. Из них шесть первых дней занимает основное новогоднее богослужение - Сагаалганай хурал.

Бурятия. Иволгинский дацан. Во время службы в главном храме дацана - ЦогчинНакануне перед началом новогоднего богослужения в буддийских дацанах состоялось освящение балинов (традиционных подношений божествам). Причем именно к Новому году готовится самый большой балин - Зоогын Далай (океан явств). Его украшают цветы и фигуры, вылепленные из козьего жира. Дары ставятся в алтаре основной части храма, где молятся миряне.

Богослужение второго дня посвящено тантрическим (тантрой называют учение буддизма) божествам, десяти защитникам Учения. Оно сопровождается боем в барабаны и медные тарелки и включает медитации, восхваления, поклоны и подношения божествам.

В третий день Сагаалганай хурала (в этом году - 28 января) - совершается самый красочный обряд праздника, который называется Залаха Соор или Дугжуба. Он собирает в дацанах и храмах множество верующих.

Это тантрический обряд "устранения препятствий" - 64 злых сил, приносящих несчастья, болезни, преждевременную смерть. Посредством медитации ламы собирают все зло в Соор - большое пирамидальное сооружение - и сжигают его в очистительном огне.
Буддисты-миряне вносят свою лепту в обряд сжигания зла. Каждый обтирает себя куском теста, ваты или ткани, который должен впитать невзгоды и болезни, - и бросает его в соседний костер.

Последний день уходящего года посвящается богине Лхамо - главной защитнице Учения. К этому дню буддисты обязательно наводят в доме чистоту и готовят семейное застолье. Изречение "как Новый год встретишь - так его и проведешь" особенно популярно у буддистов. Поэтому ламы призывают в эту ночь молиться о благополучии и не проспать приход богини.

1 числа Белого месяца (в этом году 30 января), когда собственно наступает Новый год, в 5.30 утра в резиденции Хамбо-ламы раздаются призывные звуки особого музыкального инструмента - морской раковины Дунгар. Торжественная процессия приглашает Хамбо-ламу на кульминацию праздника. Он восходит на трон - и начинается особое новогоднее богослужение.

В это утро буддисты собираются в храмах, дацанах и молятся о благополучии, добром урожае, о мире и спокойствии в новом году. Кроме того, верующие заказывают молебны на весь будущий год.

Бурятия. Иволгинский дацанПо завершении первого в Новом году богослужения Хамбо-лама зачитывает свое новогоднее послание и благословляет верующих. 
"Считается, что Новый год наступает в 6 часов утра. В 6 часов утра буддисты, собравшиеся в храмах, приветствуют друг друга белыми шарфами (хадаг) из щелка или ситца. Это символ чистых помыслов и светлых пожеланий", - отметил представитель традиционной сангхи России в Москве Санжей-лама.

По его словам, в столице, где нет дацанов и крупных будийских храмов, ритуалы, распространенные в Бурятии, Калмыкии и других буддийских регионах, не проводятся. "Мы встречаем Новый год дома", - сказал Санжей-лама.

"На следующий день принято ходить в гости. Как правило, младшие идут к старшим и приветствуют их подарками", - сообщил собеседник агентства. Самыми распространенными новогодними дарами у российских буддистов, помимо традиционных белых шарфов, являются изображения Будды и различные сувениры.

На новогоднем столе, по словам ламы, обязательно должна быть "белая пища". Однако кроме "белых" (молочных) продуктов, российские буддисты едят фрукты, овощи и мясо (в основном баранину или говядину).

Что касается спиртных напитков, то лама призвал не употреблять их в Новый год. "Помыслы в этот день должны быть чистые", - пояснил он.

Застольем и подарками Сагаалган не кончается. Праздничные новогодние хуралы, визиты к родным и друзьям продолжаются еще 15 дней - по 17-е число Белого месяца.

Время встречи каждого Сагаалгана вычисляется буддийскими астрологами. А свои ожидания от Нового года буддисты связывают с его названием, которое также определяется по звездам.

В соответствии с 12-летним циклом восточной традиции 30 января наступает год Огненной собаки (прошлому году соответствовала курица).

"Собака у нас, как известно, друг человека, верный, и это о многом говорит", - отметил Санжей-лама.

Бурятия. Иволгинский дацан. Ночная молитва священнослужителей дацана у новогоднего костраОгонь же, по его словам, имеет для российских буддистов противоречивое значение. "Сильное пламя, как и сильные эмоциональные всплески, надо тушить. В тлеющий огонь, надо, наоборот, подбрасывать что-то, чтобы он разгорелся. Третье состояние огня - это когда горит лампада, это нормально. Тогда огонь дает тепло и уют", - подчеркнул собеседник агентства.

Таким образом, символ года напоминает верующим, что "с огнем нельзя шутить, его нельзя осквернять, нельзя проявлять несдержанность в эмоциях, нельзя сквернословить".

12-летние циклы (как и большие 60-летние циклы) в летоисчислении буддистов связаны с тантрой (учением) Калачакры ("Колеса времени"). Это учение стало  основой календарной системы Тибета в 1027 году.

Считается, что буддизм как религиозно-философское учение сформировался в Индии более 2,5 тысяч лет назад. В настоящее время в мире насчитывается около полумиллиарда его последователей.

По данным Буддийской традиционной сангхи России,  на территорию нашей страны буддизм пришел из Тибета и Монголии на рубеже 16-17 веков и развивался в русле тибетской школы Гелугпа ("Традиция добродетелей"). Основатель этого течения - реформатор тибетского буддизма Цзонхава (1357-1419).

Гелугпа относится к буддизму Маяхаяны ("Большой колесницы"), основным принципом которого является деятельность во благо всех живых существ.

Первый буддийский монастырь на территории России - Цонгольский дацан в Бурятии - появился в 1730-х годах. Официальный статус государственной религии России буддизм получил в 1741 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. А в 1763 году был введен институт духовного главы российских буддистов - Пандито Хамбо-ламы. С этого момента сангха России стала автокефальной (независимой).

К концу 1930-х годов в Бурятии действовали 47 дацанов, в которых жили более 10 тысяч лам и послушников, в Калмыки было 28 хурулов (монастырей), в Туве - почти 20. В 1938 году все буддийские монастыри и школы были закрыты, большинство лам и монахов оказались в лагерях, тысячи священнослужителей были расстреляны.

Только в 1946 году было получено разрешение на открытие Иволгинского и Агинского дацанов.

В настоящее время в Бурятии насчитываются 26 дацанов, много буддийских общин в Калмыкии, Туве, на Алтае, в Усть-Ордынском автономном округе, Читинской области, есть общины в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Омске и других крупных городах. Государственные лицензии имеют два религиозных вуза традиционной сангхи России - Агинский буддийский институт и Буддийский институт "Даши-Чойнхорлин".

Всего же в России проживает по разным данным от 400 тысяч до одного миллиона буддистов.

Рекомендуем
Режиссер Самвел Гаспаров
Муж звезды фильма "Москва слезам не верит" умер от коронавируса
Сотрудник НМИЦ эндокринологии Минздрава РФ в специально созданном инфекционном корпусе
В России за сутки выявили 8572 случая заражения коронавирусом
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала