МОСКВА, 27 янв - РИА Новости, Ольга Липич. В буддийских храмах в пятницу начались основные богослужения, посвященные празднику Сагаалган - Новому году. Год Огненной собаки наступит 30 января, но 20-дневный "новогодний марафон" у буддистов традиционно стартует на несколько дней раньше.
"Всем буддистам России я желаю в наступающем году спокойствия, беречь свои традиции, накопленные духовные богатства", - сказал РИА Новости глава Буддийской традиционной сангхи России Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев.
Говоря о "внешних изменениях окружающего мира", он призвал "добиваться накопления благих деяний".
Традиционно буддийское духовенство отмечает Сагаалган в дацанах (монастырях), куда в дни праздника стремятся попасть и верующие миряне, чтобы в молитвах о благополучии встретить Новый год. Духовным центром российских буддистов с 1946 года считается Иволгинский дацан, расположенный в 30-ти километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ. Здесь находится резиденция Хамбо-ламы.
По данным сангхи, новогодние хуралы (богослужения и молебны) начинаются 27 числа последнего месяца уходящего года (по лунному календарю) и длятся 20 дней. Из них шесть первых дней занимает основное новогоднее богослужение - Сагаалганай хурал.
Накануне перед началом новогоднего богослужения в буддийских дацанах состоялось освящение балинов (традиционных подношений божествам). Причем именно к Новому году готовится самый большой балин - Зоогын Далай (океан явств). Его украшают цветы и фигуры, вылепленные из козьего жира. Дары ставятся в алтаре основной части храма, где молятся миряне.
Богослужение второго дня посвящено тантрическим (тантрой называют учение буддизма) божествам, десяти защитникам Учения. Оно сопровождается боем в барабаны и медные тарелки и включает медитации, восхваления, поклоны и подношения божествам.
В третий день Сагаалганай хурала (в этом году - 28 января) - совершается самый красочный обряд праздника, который называется Залаха Соор или Дугжуба. Он собирает в дацанах и храмах множество верующих.
Это тантрический обряд "устранения препятствий" - 64 злых сил, приносящих несчастья, болезни, преждевременную смерть. Посредством медитации ламы собирают все зло в Соор - большое пирамидальное сооружение - и сжигают его в очистительном огне.
Буддисты-миряне вносят свою лепту в обряд сжигания зла. Каждый обтирает себя куском теста, ваты или ткани, который должен впитать невзгоды и болезни, - и бросает его в соседний костер.
Последний день уходящего года посвящается богине Лхамо - главной защитнице Учения. К этому дню буддисты обязательно наводят в доме чистоту и готовят семейное застолье. Изречение "как Новый год встретишь - так его и проведешь" особенно популярно у буддистов. Поэтому ламы призывают в эту ночь молиться о благополучии и не проспать приход богини.
1 числа Белого месяца (в этом году 30 января), когда собственно наступает Новый год, в 5.30 утра в резиденции Хамбо-ламы раздаются призывные звуки особого музыкального инструмента - морской раковины Дунгар. Торжественная процессия приглашает Хамбо-ламу на кульминацию праздника. Он восходит на трон - и начинается особое новогоднее богослужение.
В это утро буддисты собираются в храмах, дацанах и молятся о благополучии, добром урожае, о мире и спокойствии в новом году. Кроме того, верующие заказывают молебны на весь будущий год.
По завершении первого в Новом году богослужения Хамбо-лама зачитывает свое новогоднее послание и благословляет верующих.
"Считается, что Новый год наступает в 6 часов утра. В 6 часов утра буддисты, собравшиеся в храмах, приветствуют друг друга белыми шарфами (хадаг) из щелка или ситца. Это символ чистых помыслов и светлых пожеланий", - отметил представитель традиционной сангхи России в Москве Санжей-лама.
По его словам, в столице, где нет дацанов и крупных будийских храмов, ритуалы, распространенные в Бурятии, Калмыкии и других буддийских регионах, не проводятся. "Мы встречаем Новый год дома", - сказал Санжей-лама.
"На следующий день принято ходить в гости. Как правило, младшие идут к старшим и приветствуют их подарками", - сообщил собеседник агентства. Самыми распространенными новогодними дарами у российских буддистов, помимо традиционных белых шарфов, являются изображения Будды и различные сувениры.
На новогоднем столе, по словам ламы, обязательно должна быть "белая пища". Однако кроме "белых" (молочных) продуктов, российские буддисты едят фрукты, овощи и мясо (в основном баранину или говядину).
Что касается спиртных напитков, то лама призвал не употреблять их в Новый год. "Помыслы в этот день должны быть чистые", - пояснил он.
Застольем и подарками Сагаалган не кончается. Праздничные новогодние хуралы, визиты к родным и друзьям продолжаются еще 15 дней - по 17-е число Белого месяца.
Время встречи каждого Сагаалгана вычисляется буддийскими астрологами. А свои ожидания от Нового года буддисты связывают с его названием, которое также определяется по звездам.
В соответствии с 12-летним циклом восточной традиции 30 января наступает год Огненной собаки (прошлому году соответствовала курица).
"Собака у нас, как известно, друг человека, верный, и это о многом говорит", - отметил Санжей-лама.
Огонь же, по его словам, имеет для российских буддистов противоречивое значение. "Сильное пламя, как и сильные эмоциональные всплески, надо тушить. В тлеющий огонь, надо, наоборот, подбрасывать что-то, чтобы он разгорелся. Третье состояние огня - это когда горит лампада, это нормально. Тогда огонь дает тепло и уют", - подчеркнул собеседник агентства.
Таким образом, символ года напоминает верующим, что "с огнем нельзя шутить, его нельзя осквернять, нельзя проявлять несдержанность в эмоциях, нельзя сквернословить".
12-летние циклы (как и большие 60-летние циклы) в летоисчислении буддистов связаны с тантрой (учением) Калачакры ("Колеса времени"). Это учение стало основой календарной системы Тибета в 1027 году.
Считается, что буддизм как религиозно-философское учение сформировался в Индии более 2,5 тысяч лет назад. В настоящее время в мире насчитывается около полумиллиарда его последователей.
По данным Буддийской традиционной сангхи России, на территорию нашей страны буддизм пришел из Тибета и Монголии на рубеже 16-17 веков и развивался в русле тибетской школы Гелугпа ("Традиция добродетелей"). Основатель этого течения - реформатор тибетского буддизма Цзонхава (1357-1419).
Гелугпа относится к буддизму Маяхаяны ("Большой колесницы"), основным принципом которого является деятельность во благо всех живых существ.
Первый буддийский монастырь на территории России - Цонгольский дацан в Бурятии - появился в 1730-х годах. Официальный статус государственной религии России буддизм получил в 1741 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. А в 1763 году был введен институт духовного главы российских буддистов - Пандито Хамбо-ламы. С этого момента сангха России стала автокефальной (независимой).
К концу 1930-х годов в Бурятии действовали 47 дацанов, в которых жили более 10 тысяч лам и послушников, в Калмыки было 28 хурулов (монастырей), в Туве - почти 20. В 1938 году все буддийские монастыри и школы были закрыты, большинство лам и монахов оказались в лагерях, тысячи священнослужителей были расстреляны.
Только в 1946 году было получено разрешение на открытие Иволгинского и Агинского дацанов.
В настоящее время в Бурятии насчитываются 26 дацанов, много буддийских общин в Калмыкии, Туве, на Алтае, в Усть-Ордынском автономном округе, Читинской области, есть общины в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Омске и других крупных городах. Государственные лицензии имеют два религиозных вуза традиционной сангхи России - Агинский буддийский институт и Буддийский институт "Даши-Чойнхорлин".
Всего же в России проживает по разным данным от 400 тысяч до одного миллиона буддистов.