Приготовления
Итак, "Сибирская одиссея" началась...
Проведя все лето и часть осени в Канаде, в лагере Кан-дез-Экорс, расположенном к северу от озера Сен-Жан, собаки прибыли на берег Байкала, чтобы перейти ко второму этапу тренировок.
Еще в начале июля все десять собак Николя возобновили тренировки: от коротких пробегов по 15 км в день на протяжении первой недели, они постепенно переходили к 20, 25, 30 км и уже в конце сентября ежедневно совершали пятидесятикилометровые пробеги. Тренировки проходили в четверных упряжках на лесных тропах с чередованием плоской и пересеченной местности.
В Сибири Саша (Александр Романов) продолжает их тренировать и намерен впредь проводить по два пятидесятикилометровых пробега в день с шестичасовым перерывом. Постепенно время на отдых будет сокращаться, чтобы к концу ноября собаки смогли проходить дважды по пятьдесят, итого сто километров в сутки, практически без перерыва.
Только тогда собаки будут готовы к длительному переходу.
Транспортировка собак проходила не без трудностей. Сначала восемь часов пути из лагеря Кан-дез-Экорс в Монреаль, потом из Монреаля в Амстердам и, наконец, в Москву. В аэропорту российские таможенники продержали собак несколько дней, до тех пор пока власти не вмешались и не разрешили ситуацию. Но на самолет до Иркутска, который был специально зарезервирован ценой многодневных переговоров, они уже опоздали, и немногочисленная команда "Сибирской одиссеи" уже была на гране нервного срыва.
Отправиться в путь собаки смогли лишь в пятницу после заслуженного отдыха на базе российского МЧС, под патронажем которого проходит наш проект. Компания "Даэр" и все те, кто нам помогал, в том числе посольство и особенно такой потрясающий человек, как Тьерри Вотрен, с облегчением узнали спустя трое суток, что собаки, наконец, прибыли к берегу озера Байкал, где уже не один день ожидал Сашу наш друг Алексей.
В Париже Мари, Изабель, Пьер и Тибо тоже обрадовались. Правда, не надолго... Ведь основное оборудование было уже в пути, когда две тонны собачьего корма, специально изготовленного в Германии компанией "Педигри", задержали на таможне где-то под Смоленском из-за неправильно составленных документов...
Проблемы материально-технического обеспечения (рассылка грузов по деревням, доставка грузовика и много всего прочего) отнимали у команды все время, причем порой не без материального ущерба. Так, Дидье, отправившись за прицепом к острову Сен-Мишель, сжег двигатель своей старой "Вольво"...
Зато бригада телеоператоров во главе с Тома и Эммануэлем остались довольными после тестов оборудования в холодильной камере при температуре -50°С. Все работает! Экипировка Geologic - куртка, спальный мешок и защитные брюки - позволяют выдерживать температуру до -60°C, которую нам предстоит испытать этой зимой.
Каков маршрут? Он уточняется изо дня в день. Патрисия и Пьер расширяют контактную сеть, и, благодаря поддержке российского МЧС и "Газпрома", на сегодняшний день в нашем распоряжении имеются безопасные склады на всем протяжении пути. Множество людей (животноводы, охотники, звероловы и проводники) предлагают нам интересные варианты, которые мы тщательно изучаем и зачастую принимаем. В настоящее время мы оцениваем расстояние, которое придется пройти, приблизительно в 8000 км. Наиболее сложным участком будет переход через Саяны, от Култука до Томска, где нас любезно навестит министр экологии и устойчивого развития Франции.
Мы также тесно сотрудничаем с местной властью в Вологодской и Московской областях, а также с мэрией Москвы по всем вопросам, касающимся прибытия в густонаселенную зону. Но повсюду царит энтузиазм, и кажется, нет такой проблемы, которая бы не находила своего решения.
До скорой встречи и свежих новостей о подготовке экспедиции.
Николя Ванье
*
Неделя первая
База Никола (чистое совпадение!) на берегу озера Байкал, именно там, где берет свое начало река Ангара. Ясное небо, чистый воздух. Не так уж холодно, каких-то -10°C, и светит яркое солнце.
На базе проходили тренировки собак.
Отъезд запланирован из Култука, что на другом берегу озера. Николя с собаками покинул базу на катере. Собаки подняли неистовый лай: неужели они ощущают зов бескрайних просторов?
Стоит Николя подойти к собакам, как они мгновенно приходят в смятение. Каждая хочет ласки, особого внимания. Животные чувствуют неизбежность отъезда. Квебек скорее поет, чем лает.
Он уже оправился от погони за дикими лошадьми...
Выход на стартовую площадку. Гордо сияют прощальные огни, вселяя в путешественника уверенность.
Николя раздает последние интервью, уже облачившись в морозостойкую одежду и натянув на весь лоб шапку-ушанку с фонариком. Похоже, он нервничает. Наконец, сани готовы.
Спасатели МЧС окружают Николя и желают ему счастливого пути. Им бы тоже хотелось принять участие в экспедиции! МЧС специализируется в ликвидации лесных пожаров, которые здесь зачастую носят преступный характер. Торговцы лесом устраивают поджоги таким образом, чтобы сгорали лишь кроны деревьев, а стволы сохранялись и были пригодными к рубке. И когда дым окутывает эти гигантские непроходимые территории, погибают не только деревья, но и животные, особенно птицы. Мошенники не останавливаются не перед чем, они безжалостны. Генерал МЧС торжественно вручает знамя из голубого шелка с изображением розы ветров - символа российских пожарников и спасателей.
"Пусть оно оберегает вас. Пронесите знамя до Москвы, а мы приедем за ним на Красную площадь!"
Последние автографы. Собралось множество бурятов. Дети в восторге. Представители местной власти торжественно вручают голубые шарфы, и красавица в традиционном костюме с восточными мотивами повязывает такой шарф вокруг шеи Николя. Настоящие потомки Чингисхана эти буряты, красивые и гордые! Николя предлагают чашку чая, которую он выпивает, чтобы, если верить местным обычаям, заслужить доброго расположения духов.
Снежный покров, к сожалению, слишком тонок и не позволяет саням скользить по поверхности. Старт пройдет на колесных санях. Очарование обстановки нарушено, но это не беда! Дух "Одиссеи" будет сопровождать Николя до самой Москвы.
Собаки скулят от нетерпения: интервью и разговоры их совершенно не интересуют. Они торопятся в путь. Голос Хозяина успокаивает свору и - поехали!
Николя машет на прощанье рукой, широко улыбается, но в глазах чувствуется некоторая напряженность. Теперь нужно принять на себя этот вызов и добраться до Москвы. Он проезжает поселок под аплодисменты местных жителей, которые стоят у калиток своих симпатичных деревянных изб, окруженных палисадниками.
От Култука Николя пришлось целых два дня продвигаться по обледенелым дорогам, опасным для собак, так как езда местных автомобилистов непредсказуема. Собаки скорее скользят, чем бегут по этой скверной дороге, а колеса практически не "цепляются". Животные того и гляди потеряют самообладание и побегут в разные стороны. Но погонщик начеку и держит ситуацию под контролем.
Николя уже снял колеса с саней и теперь скользит по приятному слою снега. Долина Монды осталась в 50 км позади, через примерно 130 км - село Орлик.
Пришла пора подкрепиться. Всем по питательному батончику, и снова в путь! Нужно еще отыскать трассу, проложенную по замерзшей реке, прежде чем добраться до Орлика. Проходчики ее проверяли, но все же пару раз встречали слишком тонкий лед. Это опасно! Ведь вода недостаточно остыла, хотя сегодня -25°C.
После Орлика вновь начнутся трудности, так как даже если температура упадет до -40°C, снега все равно мало.
Николя планирует прибыть в Орлик вечером 8 декабря.
Удачи тебе, Николя!
*
Неделя втораяОчень, очень холодно: -35°C!
А снега все нет. Мы напрасно смотрим на небо, снега так и не видно.
Мы идет по следу от самого озера Байкал. Двухдневная остановка в Орлике, симпатичной бурятской деревушке, состоящей из традиционных деревянных изб. Каждый дом оставляет в небе тонкий столбик дыма, что вполне естественно: здесь топят только дровами. Знаете ли вы, что двух поленьев может хватить на целый день, лишь потому что в домах необычайно хорошая теплоизоляция?
Большой спор вокруг дальнейшего маршрута с участием всей команды. Проходчикам пришлось повернуть обратно, потому что Большой Енисей еще недостаточно замерз в районе двенадцати порогов - самом опасном участке. Далее река замерзла, но лед слишком шероховат для собачьих лап, а значит пришла пора менять маршрут "Одиссеи". Иначе можно провалиться сквозь лед вместе с санями.
К счастью, было предусмотрено несколько маршрутов... благодаря двухмесячной работе, которую прошлым летом проделала наша разведбригада. Пьер и Патрисия прошли по предполагаемым маршрутам, вступили в контакт с местным населением и администрацией. Теперь эта длительная подготовка должна принести свои плоды. Но если мы изменим маршрут, то придется переносить все подготовленные ранее склады с собачьим кормом.
Моральный дух все же подорван: снега все нет и нет. Мы пытаемся связаться со всеми, с кем только можно, с метеорологами, проходчиками... Даже из Парижа пытаются связаться со специалистами, узнать, будет ли снег...
Воскресенье 11 декабря. Наконец, пошел снег! Николя идет на штурм Саян. В это большое приключение он решает отправиться в одиночку, оставив проходчиков в поселке, так как они не смогли преодолеть перевал. Значит, трасса не проложена. Николя успешно преодолел перевал Чойган на границе Бурятии и Тувы, покрытый метровым слоем рыхлого снега. Собаки были в восторге, они начали бежать с полной самоотдачей. Наконец, они оказались в своей стихии. "Смелей, мои милые!"
Погонщик продолжает путь, ведомый своей страстью, в полной гармонии с собаками. Гао ведет упряжку, отлично справляясь с возложенной на него задачей. Он подчиняется голосу погонщика. Настоящая спаянность команды. Конечная цель участка: Тора-Хем.
Теперь Николя движется по реке Соруг до постов заповедника Азас.
Он стремится наверстать время, упущенное из-за отсутствия снега на старте. Лед, главным образом, уже крепкий, снег - довольно плотный.
*
Неделя третья
Становится все холоднее и холоднее (около -40°C), а снег - все плотнее и глубже.
После двух дней вынужденной остановки в Орлике Николя принимает решение отправиться вглубь Саян. Это наиболее опасный участок предстоящего пути в Москву. Проходчики были вынуждены повернуть обратно, так как снег оказался слишком свежим и глубоким. Таким образом, путники из одной крайности в другую...
Но перевал Чойган пройден, и пора спускаться. Это нелегко: Николя потратил целый день, чтобы пройти шесть километров, а за следующий прошел лишь три. Приходилось перестраховываться на каждом шагу. Нельзя было позволить саням увлечь собак на спуске. Поэтому погонщик шел сначала перед упряжкой, прощупывал участок, уплотнял снег и, только подготовив трассу, возвращался назад и пытался уравновесить сани.
Связь с Николя установить было тяжело, в таких горных районах не работают спутниковые телефоны. Разговоры постоянно прерывались. Невозможно было получить детальную информацию.
Однако известно, что двум снегоходам все же удалось добраться до Николя. Двигатели с трудом переваривают местное топливо. Каждое утро отъезд превращается в настоящее испытание. Необходимо не менее одного раза в день разбирать и собирать двигатель. Кошмар! Пять снегоходов пришлось возвратить в Иркутск на ремонт, а теперь нужен грузовик, чтобы перевезти их за 2000 км в Кызыл.
Скоро к команде присоединится Пьер Мишо: он приедет из Красноярска, как только уладит там все административные препоны, но до Кызыла ему придется два-три дня ехать в поезде, итого 800 км.
Тогда проходчики смогут подготовить временную трассу, с тем чтобы позволить саням набрать крейсерскую скорость в соответствии с рельефом местности.
В настоящее время Николя находится в окрестностях Чазылара, что в 50 км от поселка Тора-Хем. Трасса крайне неровная и тяжелая. Похоже, он испытывает трудности с собачьим кормом и продвигается чередуя 2 часа пути и 2 часа отдыха, чтобы не загнать животных. Проходчики Дидье и Рок повернули обратно и возвращаются к Николя с кормом.
Республика Тува по-прежнему практически неизвестна французским туристам. Это горная местность, до некоторых районов можно добраться лишь по воздуху. Тува насчитывает более 400 озер, большинство из которых расположены в Тоджинской котловине. Помимо этих соленых озер существует около 50 термальных источников - "аржаанов", что в переводе с тувинского означает "святая вода". Вокруг источников действует ряд лечебных центров. Поселок Тора-Хем, куда завтра приедет Николя, как раз располагается на краю Тоджинской котловины.
Тувинская фауна славится пушными животными (соболь, белка, горностай, лось, бурый медведь и многие другие) и рыбой (более 18 видов).
Флора представлена, главным образом, лиственничными, кедровыми, сосновыми и березовыми лесами. В этом регионе сосредоточено 11% всех кедров России. Кроме того, сибирская водка настаивается на сосновых шишках, что придает ей характерный янтарный цвет. Здесь также можно встретить огромное множество грибов, в частности белых, которые отличают местную кухню.
"Яп! Джи! Поехали! Отлично!"
"Давай, давай!" - как говорят русские...
*
Неделя четвертая
В этом преимущественно буддистском и шаманском регионе все же хотелось отпраздновать Рождество!
В Кызыле местные жители пригласили всю команду на праздничный ужин, обильно сопровождаемый крепкими напитками. Местное меню было простым и здоровым: оно включало "боорзак" (изделие из теста, обжаренное в бараньем сале), варенную в соленой воде баранину и молочную пенку, которую долго собирают, снимая слой за слоем, до тех пор пока ее толщина не достигнет пяти сантиметров, а затем подают в охлажденном виде. Все это запивалось "аракой" (водкой из кипяченого сквашенного молока, которую хранят в кожаных флягах). На здоровье! Это вам не еда из тюбиков! После вкусного ужина Николя лег спать довольно рано, чтобы вновь отправиться в путь 25 декабря.
Город Кызыл соответствует географическому центру Азии, материальным воплощением чего является скульптура, расположенная на центральной площади города и представляющая собой глобус с трехгранным шпилем и надписью на трех языках (тувинском, русском и английском).
Глобальное потепление? Николя его наблюдает ежедневно. От Тора-Хема трасса должна было проходить по Енисею через Кызыл до Абакана. Но из-за перепадов температур река недостаточно замерзла. В это время температуры колеблются от -40°C до -10°C (как сегодня). Теоретически, чтобы выдержать вес одного человека и даже саней, много льда не требуется, так как несущая поверхность и распределение веса значительны. Пятисантиметрового слоя вполне достаточно. А при толщине в двадцать сантиметров даже проезжает грузовик. Но как узнать, где трехсантиметровый слой снега покрывает двадцатисантиметровый слой льда, а где наоборот? Часто говорят, что собаки могут предвидеть опасность, которую им готовит лед. Но это не так, и доверять животным - значит рисковать жизнью. Разумеется, хорошая собака-вожак способна почувствовать опасность по необычному отзвуку или плотности льда. Но это должно быть лишь дополнительным сигналом для опытного путешественника. Принимать во внимание следует все: цвет, плотность, трещины, возраст, слоистость. При поздних ледяных заторах на отмелях часто возникают более или менее широкие и длинные зоны так называемых "паковых" льдов. Это скопившиеся кучи дробленого льда и льдин, которые препятствуют использованию реки в качестве проезжей части. Паковый лед опасен, так как он находится в постоянном движении под действием ветра, оставаясь неподвижным с виду. В таких случаях передвигаться по реке не представляется возможным. А из-за недостатка снега на полях торчащие стебли растений могут поранить собачьи лапы. Но ничего не поделаешь...
Николя въезжает в густонаселенный регион: это крупные промышленные города, сети дорог и загрязненная окружающая среда. Рок и Патрисия отправились в горы на поиски идеальной трассы.
Трудности экспедиции закаляют отношения между погонщиком и собаками. Николя разговаривает с ними и значительно их поощряет, от чего дружба только крепнет. Он надеется, что более трудных участков уже не будет и что впереди на пригодных для езды трассах ему уготованы минуты истинного счастья. К великой радости Николя собаки не теряют духа.
Всем счастливого Рождества от Николя и его команды!
*
Неделя пятая
"Всем счастливого Нового года, мира и спокойствия. Желаю, чтобы в Новом году каждый из нас взял на себя ОБЯЗАТЕЛЬСТВО.
С тех пор как я покинул берега озера Байкал 2 декабря 2005 года, я и мои собаки испытываем невероятные трудности из-за тяжелых климатических условий. Действительно, наши планы были нарушены: невероятные для этого времени года колебания температур и, как результат, недостаток снега; ледяные покровы то замерзали, то таяли, что вызвало образование паковых льдов на реках; лед покрыл растительность, которой питаются олени, и т.д.
Следует наполнить смыслом обусловленный устойчивым развитием принцип солидарности. Одно дело - декларировать, но совсем другое - действовать. Так станем же все "эко-гражданами"! Я искренне надеюсь, что через 14 недель экспедиции выведенные нами 14 принципов не останутся лишь мечтой и что каждый из нас осознает их полезность.
Мне удалось наверстать время, упущенное в начале пути во время первого перехода через Саяны. Но из-за скопления паковых льдов на Енисее я вынужден был изменить маршрут и, таким образом, повернул на юг. Сейчас я в республике Хакасия. Покинув город Абакан, я спустился на 90 км южнее к Аскизу. В тайге у меня была удивительная встреча с престарелым крестьянином. Его зовут Никита, он живет совсем один, на полном самообеспечении. Его семья нашла здесь прибежище в начале XIX века, а он последний из оставшихся в живых. Он не знает, что после его смерти будет со скотом, который он разводит себе на прокормление... Эта встреча была короткой, но насыщенной, общались мы главным образом взглядами и благодаря тем немногим русским словам, которые мне известны. В его грустном взгляде чувствовались обреченность и беспокойство за будущее животных.
Из Аскиза я двинулся в горы по перевалу между Бирикчулем и Бискамжей. Собаки, несмотря на все трудности, были в отличной форме. По этой трассе я достиг источника реки Томь и начал спускаться по ней к Томску, куда намереваюсь прибыть к 14 января. Важно прибыть вовремя, ведь мне назначила встречу госпожа Нелли Олен. Нам предстоит столько сказать друг другу о защите нашей планеты и об устойчивом развитии!"
Николя
Дополнительные сведения о регионе:
Хакасия - это регион, необычайно богатый различными полезными ископаемыми (нефть, золото, медь, вольфрам, мрамор и пр.). Населенные пункты значительно индустриализированы и загрязнены. В 1910-х годах французы построили здесь завод по переработке асбеста.
Хакасы традиционно занимаются разведением лошадей, коров и овец. Сами они называют себя "народом с тремя стадами".
Этот регион - колыбель сибирской цивилизации. Благодаря 30 000 памятников, сохранившимся с VI-I вв. до н. э., он представляет собой настоящую археологическую Мекку, повествующую о различных этапах становления цивилизации.
По-прежнему возникают технические проблемы со снегоходами: они решительно не признают местное топливо. Нам удалось достать новые свечи, но и это не панацея. Без мужества здесь не обойтись, ведь проходчики каждое утро тратят по меньшей мере два часа, чтобы завести снегоходы. Так, "Сибирская одиссея" становится еще и техническим испытанием.
Самые последние новости! Николя обнаружил снег. Его слой достигает 2-2,5 м. Он все еще в горах. Постоянную разницу высоты собаки переносят отлично. Снегоходы не везде могут пройти, но охотники из солидарности указывают ему хорошие трассы. Николя кажется, что ему помогает все население.
Команда "Одиссеи" передает вам свои наилучшие пожелания счастья, здоровья и успеха.
До встречи в марте 2006 г. в Москве!
*
Неделя шестая
По дороге в Томск
Мы вышли на финишную прямую перед Томском, и вся команда уже мечтает о нескольких днях отдыха. В Томске также запланирована встреча с министром экологии и устойчивого развития Франции.
Говорить предстоит о многом...
Конец недели выдался необычайно тяжелым. Моральный дух вновь был подорван: зима пришла слишком поздно и оказалось слишком теплой, на реках скопился паковый лед, а снега было то чересчур много, то чересчур мало. Но снег в конце концов пошел, его выпало около 30 см, а температура колебалась от -15°C до -30°C, в результате чего между льдом и снегом образовался слой воды. Это опасно, так как можно в любой момент провалиться в реку. Поэтому нужно либо ехать по берегу Томи, либо искать лесные тропы. К счастью, местное население очень приветливо и делает все возможное, чтобы помочь команде. Самое сложное - это получать точные сведения, а они зачастую бывают противоречивыми, ложными или устаревшими. Люди порой основываются на данных за прошлую зиму. Но они рассказывают столь любезно и убежденно, что мы невольно их слушаемся. Нужно понимать, что первые туристы пришли сюда в 1991 году. Николя направляется в Кемерово. Здесь не так уж плохо: не зря в регионе так развита промышленность. Есть много угля и железной руды. Окружающая среда очень загрязнена, в самом Кемерово дымит более 250 заводских труб! К этому стоит добавить последствия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, порой носящие катастрофический характер. Тут уж не до поэзии! К счастью, собаки резвятся вволю; Таран и Гао прекрасно ладят между собой и геройски выполняют роль вожаков. Редко удается найти сразу двух вожаков: когда Гао пребывает в нерешительности, решение принимает Таран. И даже Чито, который всегда выглядит так, будто тащит за собой весь земной шар, тоже весел. Только ради этих созданий стоит продолжать путь!
Да здравствует тайга с ее необозримыми просторами! Будем надеяться, что она готовит нам приятные сюрпризы.
Счастливо вам! Удачи!
*
Неделя седьмая
Прибытие в Томск! 14 января, 16 часов.
Наконец, долгожданный Томск!
Население заранее знало о приезде Николя. Накануне прибытия в Томск, жители одной деревни были так рады гостям, что с 2 часов ночи до 5 утра водили проходчиков показывать свои избы... Они не привыкли видеть много туристов.
Следующий день оказался для проходчиков тяжелым. Глубина снега достигала 1 метра, а трасса еще не была готова, а ведь надо было торопиться на встречу с Нелли Олен! Мороз в -35°C не испугал министра экологии. Облачившись с головы до ног в одежду фирмы Geologic, она прождала на улице целый час, чтобы вместе с Николя финишировать на площади Ленина в Томске.
Нашу команду ждал царский прием с участием не только представителей местной власти, но и родных, так как специально для встречи с Николя в Томск прибыли Диана Ванье и малыш Ком, которому исполнилось два с половиной года. Из-за бороды Ком не сразу признал отца. Сказалась, разумеется, и разница во времени...
На даче, расположенной в нескольких километрах от Томска, которую предоставил "Газпром" (благодаря партнерству с "Газ де Франс"), состоялась пресс-конференция. Лейтмотивом встречи было стремление пробудить совесть людей, обратить их внимание на всю критичность сложившейся ситуации. Возможно, "Сибирская одиссея" побудит предприятия подписать с местными властями соглашения об охране окружающей среды. Кроме того, Николя представилась возможность поделиться своими наблюдениями о климатических нарушениях, собранных им по прошествии 3000 км.
На следующий день госпожа Нелли Олен поднялась на борт самолета марки "Антонов", чтобы совершить разведывательный полет, вооружившись прибором, измеряющим выхлопы парниковых газов. Не является ли это прямым следствием встречи?
Томск - это город университетов, в котором живет множество ученых. Пользуясь случаем, министр приняла участие в церемонии закрытия Молодежного форума, организованного при содействии отдела по культуре посольства Франции. В работе форума приняли участие более 300 молодых юношей и девушек, а также около сотни преподавателей, съехавшихся со всех уголков Сибири.
Собаки также заслужили этот трехдневный отдых. Чего им только не довелось пережить! Пришла пора залечивать раны и ремонтировать упряжь. Трудности рождают характер: Николя открыл для себя второго вожака. Вдумчивый и серьезный, Гао передает инициативу Тарану в сложных и опасных ситуациях. Кюрвик веселится во всю, а Чито подтверждает первые впечатления Николя, дурачится и излучает хорошее настроение. Собаки вызывают восхищение не только детей, но и пожилых людей, особенно когда те осознают, что животные прибыли с озера Байкал и еще будут бежать до самой Москвы.
Оливье Гаслен, журналист детской газеты "Мон Котидьен", специально приехал на встречу со школьниками, чтобы передать им около 800 рисунков французских детей, прошедших конкурсный отбор. Как отрадно было наблюдать за реакцией детей, которые не могли поверить своим глазам... и видеть смущение Николя!
Отдых в Томске заслужили все: собаки, погонщик, команда и снегоходы. Но он был не долгим. Пора снова в путь - 5000 км без остановки до Москвы через тайгу, где дорога должна быть легче. Необходимо будет проходить в день по 80-100 км, чтобы успеть в Москву до конца зимы.
Когда такая мечта становится реальностью, все мы должны дать слово беречь нашу прекрасную планету Земля.