Артур Габдрахманов
ТЕЛЬ-АВИВ, 6 янв - РИА Новости. Болезнь премьер-министра Ариэля Шарона спутала все карты в политической колоде Израиля. Отныне игра пойдет без козырного туза, уравнивая вчерашних фаворитов и аутсайдеров, переводя партию в вялотекущее русло, полагают израильские политологи.
До обширного инсульта, означающего конец карьеры, если не жизни 77-летнего главы правительства, исход мартовских выборов в парламент казался предрешенным и сулил большие перспективы не только Израилю, но и всему ближневосточному региону.
Ожидалось, что Шарон во главе партии "Кадима" получит около трети голосов избирателей, в два-три раза больше, чем ближайшие конкуренты, мандат на формирование очередного правительства и карт-бланш на применение без оглядки на многочисленных оппонентов собственных рецептов решения палестинской проблемы, возможно, столь же быстрых и радикальных, каким был прошлогодний уход из сектора Газа.
Теперь все выглядит иначе. Политологи считают, что при отсутствии политической силы, способной в одиночку заполнить вакуум, образующийся с уходом Шарона, будущий Кнессет поделят на несколько примерно равных долей сразу три-четыре партии, которые будут на основе взаимных уступок и компромиссов определять состав и ориентацию нового правительства.
"Будущий кабинет обречен стать правительством национального единства, консенсуса, крайне осторожным и крайне компромиссным в тех решениях, которое оно будет проводить. Ни на какие яркие шаги оно не пойдет", - сказал РИА Новости руководитель Института социальных и политических исследований Элиэзер Фельдман.
В Израиле окончание пятилетней эры правления Шарона, сумевшего гальванизировать ближневосточное урегулирование, уже сравнивают с убийством десять лет назад премьер-министра Ицхака Рабина, не успевшего в полной мере реализовать свои замыслы и не нашедшего достойного преемника.
"С уходом Шарона в политическое небытие активная фаза мирного процесса на ближайшее время закончена", - считает собеседник агентства.
А на внутриполитической сцене Израиля с уходом Шарона заканчивается эпоха крупных партий - политических тяжеловесов, способных в одиночку проводить судьбоносные и зачастую непопулярные решения, считает политолог Анатолий Моткин.
Моткин занимает пост стратегического советника лидера партии "Шинуй" Йосефа Лапида, однако беседовал с РИА Новости в качестве независимого эксперта.
По его оценкам, заоблачный рейтинг "Кадимы", которую принято считать партией одного человека, лишенной внятной идеологии и прочной институциональной базы, долго не продержится, и значительная часть избирателей, вероятно, вернется к своим истокам, усиливая в первую очередь правоцентристский "Ликуд" и центристский антиклерикальный "Шинуй".
Вместе с тем последние опросы общественного мнения эти прогнозы пока не подтверждают. По данным социологического исследования, проведенного по заказу газеты "Гаарец" и Десятого телеканала, "Кадима" получит 42 депутатских мандата в случае, если ее возглавит нобелевский лауреат Шимон Перес, и 40 под руководством Эхуда Ольмерта, исполняющего обязанности главы правительства на время болезни Шарона.
Примерно такое же количество мандатов, то есть около трети из 120 мест в Кнессете, "Кадиме" предрекали последние опросы, предшествовавшие госпитализации Шарона.
"Любая политика инерционна и, соответственно, то ускорение, которое задал своей партии Ариэль Шарон, сохранится еще несколько дней. По инерции она будет оставаться в опросах на том уровне, на котором была, затем мы увидим ее падение", - сказал Фельдман, комментируя результаты опроса.
"Без Шарона "Кадима" не может быть столь популярна, как с Шароном. Двадцать-двадцать три мандата из ее актива - это исключительно электоральный вес Ариэля Шарона", - подчеркнул он.
Предварительный прогноз Фельдмана на мартовские выборы: победа "Ликуда" с минимальным перевесом и председатель партии Биньямин Нетаньяху в качестве нового премьер-министра.
"В новом Кнессете будут три схожих по величине фракции. Двадцать три с плюсом (депутатских мест) у партии "Ликуд", по 20 с минусом у "Кадимы" и (левоцентристской) "Аводы", - считает собеседник агентства.