297 лет назад (1708) Петр I издал указ о создании губерний в России
Параллельно процессу роста российской государственной территории усиливалась централизация управленческой системы. При Петре I происходит окончательный отказ от хаотичного, унаследованного от прежних эпох административного деления. Основной административной единицей в Московском царстве был уезд, то есть какой-то город с прилегающими к нему землями. Уезды могли на порядок отличаться друг от друга по своей территории и численности населения, включая в себя то территорию бывших княжеств, то их отдельные, небольшие части. 29 декабря 1708 года Петр I издал указ о создании восьми губерний (Московской, Ингерманландской (Петербургской), Смоленской, Киевской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской). Сами губернаторы соединяли в одном лице военную, административную и судебную власти, сконцентрировав в своих руках огромные полномочия. В 1719 году число губерний было доведено до 11, а сами губернии были разделены на провинции. Так, к примеру, Московская губерния включала в себя Костромскую, Владимирскую, собственно Московскую провинцию и т.д. В 1775 году новую реформу государственного устройства провела Екатерина II, в ходе которой провинции были преобразованы в 40 губерний, однако поверх них возникли генерал-губернаторства, объединявшие по несколько губерний вместе. Генерал-губернаторы, в свою очередь, выполняли контрольно-надзорные функции, а также руководили силовыми структурами, например, командовали полицией. Подобная структура административно-территориального устройства просуществовала, хотя и в существенно видоизмененном виде, до 1917 года.
239 лет назад (1766) родился Чарльз МАКИНТОШ, шотландский химик, который в 1823 году изобрел прорезиненную ткань
Чарльз Макинтош родился в Глазго. Изучив курс химии, Чарльз стал работать на швейной фабрике своего отца. Он экспериментировал с резиной как материалом для водонепроницаемых плащей. Смешав натуральный каучук с угольным дегтем в 1823 году, Макинтош получил и запатентовал новый водонепроницаемый материал. Он предложил класть тонкий слой каучука между двумя слоями ткани и из этого материала шить водонепроницаемые плащи. В том же 1823 году в Глазго он начал мануфактурное производство водонепроницаемой одежды. Первые макинтоши были слишком жесткими в холодную погоду и липкими в жару. В 1839 году англичанин Чарльз Гудьер придумал вулканизацию, что решило проблему. Вулканизация превращает пластичный «сырой» каучук в резину. При вулканизации повышаются прочностные характеристики каучука, его твердость, эластичность. Длинные свободные плащи из непромокаемой шерсти прекрасно защищали от дождя и сырости, так что их сразу же взяли на вооружение моряки. К примеру, доблестный русский флот носил черные дождевики с капюшонами из клетчатой ткани. В ХХ веке модельеры создали различные покрои этого чудо-плаща, закрепив, таким образом, его модный статус. Плащи быстро завоевали популярность, и их стали называть макинтошами.
230 лет назад (1775) родился Карл Иванович РОССИ, русский архитектор итальянского происхождения, градостроитель
Карл России родился в Петербурге. Был сыном итальянской балерины Г.Росси. Постигал архитектуру на практике, работая под началом В.Ф.Бренны, своего учителя и многолетнего друга. С 1796 года был его помощником в строительстве Михайловского (Инженерного) замка. В 1803–1804 годах учился в Италии. По возвращении в Россию был назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге, затем архитектором «Кабинета Его Величества», «Кремлевской экспедиции» в Москве. В 1809 году Росси обновил Путевой дворец Екатерины II в Твери, выстроенный М.Ф.Казаковым. Совершенствуя дар зодчего-градостроителя, работал в Твери и в малых городах Тверской губернии. В 1815 году возвратился в Петербург, став одним из учредителей и главных архитекторов Комитета для строений и гидравлических работ. Росси внес важный вклад в украшение Павловска, создал замечательный архитектурно-парковый ансамбль на Елагином острове (1818–1822) с дворцом, павильонами и хозяйственными сооружениями, искусно скомпонованными с зеленью и водоемами. Но главной сферой его творческой деятельности стала городская, а не природная среда. Во многом именно благодаря Росси Петербург к 1830-м годам обрел новое лицо, превратившись из столицы в ряду прочих европейских столиц в центр гигантской империи. В 1819 году Росси полностью преобразил пространство перед Зимним дворцом. На месте отдельных частных домов он возвел два грандиозных здания Главного штаба и министерств, объединенных дугообразным фасадом и триумфальной аркой над Морской улицей. Основой для реконструкции другого района столицы - между Невским проспектом и Марсовым полем - послужило строительство дворца для великого князя Михаила Павловича (ныне - Русский музей). Росси раскрыл пространство перед главным фасадом дворца, спроектировав ритмически соразмерную ему площадь, окружение же Марсового поля, куда обращен другой фасад, также было радикально перепланировано. Наиболее грандиозный из ансамблей Росси имеет своим началом перестройку Аничковой усадьбы (1816–1818). Преображая территорию от Невского до Чернышева моста через Фонтанку, Росси возвел здесь в 1828–1834 годах Александринский театр с отходящей от его заднего фасада Театральной улицей (ныне улица зодчего Росси). С городом театр и улицу связали площади Театральная и Чернышева. Последний из крупных ансамблей был выстроен на Сенатской площади; проекты Росси (реализованные в 1829-1834 годах архитектором А.Е.Штаубертом) определили облик и структуру соединенных аркой зданий Сената и Синода, - тем самым была завершена система трех парадных площадей центра города (Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской). Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 году ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям». Позднее ему дали лишь один значительный заказ - перестройку зрительного зала Александринского театра. Умер Росси в Петербурге 18 апреля 1849 года.
94 года назад (1911) в Москве появился маршрут легендарной «Аннушки» - трамвая «А»
Первые трамваи появились на московских улицах в 1899 году. С тех далеких пор труженик-трамвай верно служит москвичам. Все началось с электрификации небольшой (3,5 километра) линии конки - так в старину называли конно-железную дорогу, предшественницу трамвая, вагоны которой тянули по рельсам лошади. Первый маршрут «электрической городской железной дороги», как тогда торжественно называли трамвай, проходил от Бутырской заставы (нынешнего Савеловского вокзала) по Нижней и Верхней Масловке. Новый транспорт первопрестольной сразу же полюбился москвичам, началось его бурное развитие. Если в 1905 году, когда закончилось строительство первой очереди, было перевезено лишь два миллиона пассажиров, то уже в 1915 году это число возросло до 382 миллионов, насчитывалось 34 трамвайных маршрута, протяженность линий возросла до 311 километров. Тогда же появились знаменитые «буквенные» маршруты - любимые москвичами «Аннушка», курсировавшая по Бульварному кольцу и Москворецкой набережной (с декабря 1911 года) и «Букашка» - на всем протяжении Садового кольца (с тех пор Бульварное кольцо москвичи именовали «кольцом А», а Садовое – «кольцом Б»). Троллейбус Б, ныне курсирующий по Садовому, унаследовал свое имя именно от «Букашки». Старожилы помнят также и «Верочку» (маршрут В), которая связывала по кольцу Таганку с районом Автозаводской. В Сокольниках ходил маршрут «СК» - Сокольническое кольцо. Вскоре трамвайные пути пролегли по всем центральным улицам Москвы, они проходили даже по Красной площади, а на окраинах уходили за город, в дачные поселки - Сокольники, Богородское, Воробьевы горы. Имелось семь депо, вагоноремонтный завод (СВАРЗ). В ту пору трамвай был единственным видом общественного городского транспорта. Не было ни автобусов, ни тем более троллейбусов и метро, появившегося лишь в 1935-м году. Вначале вагоны трамвая были импортными - в основном бельгийскими, английскими и немецкими. В 1909 году в Москву впервые поступили отечественные вагоны Ф (так называемые «фонарные») производства Коломенского завода. Свое название они получили из-за «светового фонаря» - возвышения крыши вдоль середины салона для освещения. Эти вагоны отличались необыкновенной прочностью и надежностью и прослужили москвичам до 1960 года.