Рейтинг@Mail.ru
Не изменив ситуацию внутри Афганистана, проблему наркотиков не решить - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Не изменив ситуацию внутри Афганистана, проблему наркотиков не решить

Читать ria.ru в
Дзен
Афганские наркотики по-прежнему остаются проблемой для России, и проблемой серьезной. Еще в начале 90-х годов в России проблемы наркомании как таковой не существовало. Стремительной наркотизации России способствовал, в первую очередь, мгновенный развал такой закрытой социальной системы, как советская. И одновременно начавшийся стремительный рост производства наркотиков в Афганистане...

Политический обозреватель РИА Новости Петр Гончаров.

Афганские наркотики по-прежнему остаются проблемой для России, и проблемой серьезной. Так, лишь в одном 2005 году в России было изъято из оборота четыре тонны героина - и  весь этот героин  афганского происхождения. А четыре тонны героина – это  40 миллионов доз, в то время как для формирования наркозависимости достаточно 2-3.

Еще в начале 90-х годов в России проблемы наркомании как таковой не существовало. В те годы число употреблявших наркотики ограничивалось 60 тысячами, в основном из числа больных, нуждавшихся в них. А на сегодняшний день называют цифру в шесть миллионов. Подобная динамика роста числа потребителей наркотиков для страны с таким количеством населения как наше, считается катастрофической. Причем, анализируя причины и хронологию этого «скачка», вновь сталкиваешься с афганским фактором.        

Конечно, стремительной наркотизации России способствовал, в первую очередь, мгновенный развал такой закрытой социальной системы, как советская. А точнее, коллапс прежнего пограничного и таможенного режимов, разрушение привычной социальной среды. И, наконец, одновременно начавшийся стремительный рост производства наркотиков в Афганистане, некогда южном соседе бывшего СССР с общей протяженностью границы в 2,2 тысячи  километров - границы, оказавшейся после распада сверхдержавы почти не существующей.

В Афганистане наркотики производят традиционно, равно как традиционной была и их контрабанда. Но раньше это происходило в очень ограниченных пределах и, практически, под контролем спецслужб тех стран, куда их негласно «экспортировали». Но после ввода в Афганистан «ограниченного контингента советских войск» производство наркотиков в стране, стимулированное ЦРУ, медленно пошло в гору.

Далее же, с уходом советских солдат и приходом к власти моджахедов, обвинявших, к слову, прежнее просоветское афганское правительство в потворстве наркобизнесу, производство опиатов резко возросло. Если в 1992 году (год прихода к власти моджахедов) валовый сбор опия держался на уровне 1800 – 1900 тонн в год, что эквивалентно 180 –190 тоннам героина, то уже в 1994 году сбор опия-сырца превысил уровень 3400 тонн.

Как дело обстоит сейчас? По сравнению с 1994 годом – ничуть не лучше.  Согласно данным ООН, в прошлом году в Афганистане опия-сырца было произведено 4200 тонн (в героиновом эквиваленте 420 тонн), в уходящем 2005-м немногим меньше – 4100 тонн.

Справедливости ради следует заметить, что сами афганцы никогда не соглашались с данными ООН, считая их намного завышенными. Это особенно заметно, если сравнить данные ООН с данными, скажем, Высшей государственной комиссии по борьбе с наркотиками Афганистана. Причем следует согласиться, что данные афганской комиссии лучше аргументированы, чем данные ООН.

Но это частности. Важнее другое – есть ли механизмы, способные остановить поток афганских наркотиков, третья часть которых (а это, согласно данным ООН, 110 – 120 тонн героина) ежегодно направляется по Северному маршруту (Афганистан – Центральная Азия – Россия)  в Европу? 

В самом Афганистане таких механизмов нет. Афганистан на сегодняшний день не способен к решению этой проблемы ни экономически, ни силовыми методами. Звучавшие же в российских СМИ со стороны спецслужб России упреки в адрес сил антитеррористической коалиции под командованием США и в адрес сил ISAF в Афганистане в том, что они, дескать, не уничтожают посевы опийного мака, выглядят не совсем уместными. На  проведение подобных операций антитеррористической коалиции необходим специальный мандат ООН. То же с миссией ISAF (Международные силы содействия безопасности в Афганистане), которая ограничена полицейскими функциями. Пока же ни США, возглавляющие антитеррористическую коалицию, ни руководство НАТО, возглавляющее ISAF, особого желания на получение такого мандата не изъявили и вряд ли изъявят. Оно и понятно. Зачем им портить и без того сложные отношения с местным населением, не обладая при этом достаточными силами, чтобы выполнять такую задачу?

За счет наркотиков в Афганистане, с учетом наркодилеров и сборщиков опия-сырца, кормится от 3 до 4 миллионов человек. К этой армии следует еще приплюсовать и полевых командиров, далеко еще не разоруженных, которые за одно лишь покровительство этому бизнесу имеют свои 10%. Поэтому защищать опий в Афганистане есть кому, и сложившуюся  ситуацию наскоком не решить.   
     
Впрочем, в Кабуле считают, что в течение 10 - максимум 15 лет Афганистан сумеет решить проблему. Недавно на заседании правительства этой страны был утвержден новый закон о противодействии незаконному обороту наркотиков. Закон не только четко определяет роль и функции различных государственных ведомств, отвечающих за борьбу с незаконным оборотом наркотиков, но и определяет уголовные наказания за пособничество наркодельцам в государственных органах. Закон предоставляет полиции право с санкции суда прослушивать телефонные переговоры и просматривать электронные письма подозреваемых в наркобизнесе лиц. Согласно другой статье закона, имущество граждан, нажитое за счет наркобизнеса, конфискуется в пользу государства. Закон создан по западным образцам с учетом местных реалий экспертами Афганистана, ООН, США и Великобритании.

Но закон только-только появился. На сегодняшний день единственным действующим механизмом по пресечению афганского наркотрафика следует считать «антинаркотические пояса», создаваемые вокруг Афганистана по инициативе России и, в основном, ее усилиями. По словам  директора   Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России  (ФСКН) Виктора Черкесова, "пояс безопасности" - это не окопы, редуты или колючая проволока вокруг Афганистана. Это прежде всего «система обмена информацией, на основе которой будут действовать пограничники и антинаркотические службы стран, граничащих с Афганистаном». По его словам, партнерство это в последнее время успешно развивается. Так, представители Ирана и Пакистана принимали участие в проводившейся в этом году спецоперации "Канал-2005".

Активно развиваются и двусторонние контакты между антинаркотическими ведомствами этих стран с Россией, и России удалось на сегодняшний день в определенной степени уменьшить проникновение афганских наркотиков на внутренний рынок. Но, по мнению Черкесова, без изменения обстановки внутри Афганистана никакие «пояса безопасности" вокруг этой страны окончательно проблемы не решат.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала