МАДРИД, 22 дек - РИА Новости, Хуан Кобо. Мадридский суд начал уголовное расследование в отношении бывшего испанского премьера Хосе Мариа Аснара, подозреваемого в злоупотреблении властью и нанесении ущерба казне при попытке получить золотую медаль Конгресса США.
Как сообщают в четверг испанские СМИ, экс-премьер, как ожидалось, должен был получить эту медаль за свою безоговорочную поддержку войны в Ираке. Этой награды в прошлом удостаивались такие крупные исторические фигуры как Эдисон, Черчилль, мать Тереза из Калькутты, а из испанцев - король Хуан Карлос.
Инициатива по награждению бывшего премьера американской медалью последовала две недели спустя после провозглашения в мае 2003 года президентом США Джорджем Бушем победы в Ираке. Она вызвала большой скандал в Испании, где около 95% населения выступали против войны в Ираке. Именно поддержка Аснаром Буша в этой войне привела к поражению его консервативной партии на парламентских выборах 11 марта 2004 года.
Возмущение по поводу медали для Аснара вспыхнуло с новой силой в июле 2004 года, когда стало известно, что для ее получения ставший к тому времени уже бывшим премьер использовал немалые казенные средства. Выяснилось, что его правительство в конце 2003 года заключило контракт на $2 миллиона с известной адвокатской конторой Piper Rudnic якобы для "улучшения имиджа Испании". Однако из опубликованных документов стало ясно, что контора занялась исключительно организацией присуждения Аснару Золотой медали Конгресса США и его выступления перед обеими палатами Конгресса.
Американские адвокаты израсходовали тогда $700 тысяч из испанской казны, чтобы выполнить взятое на себя обязательство и уговорить конгрессменов США присудить медаль Аснару. Большинство членов Конгресса обещали свою поддержку этой инициативе, но затем отступились от своих слов. А после отстранения партии Аснара от власти в Испании в результате выборов в марте 2004 года эта проблема вообще потеряла актуальность.
В сентябре экс-премьеру было окончательно отказано в присуждении медали. Формальной причиной отказа послужило истечение срока ее присуждения. Его можно было бы продлить, однако адвокаты Piper Rudnic не стали этого делать.