Создание Конституционного Суда в России явилось важным шагом в развитии ее конституционного строя. В СССР были предприняты две попытки его создания. В 1923 году ограниченные функции конституционного надзора были возложены на Верховный Суд СССР, который не имел права осуществлять надзор за конституционностью актов высших органов власти, включая Правительство СССР, не выносил окончательных решений, а только вносил свои заключения и представления в органы государственной власти СССР и союзных республик по поводу нарушений Конституции СССР и законов. Защите прав граждан уделялось недостаточно внимания. В 1929 году и этот ограниченный судебный надзор за законностью был упразднен.
Вторая попытка была предпринята в 1989 году, когда Съездом народных депутатов СССР был учрежден Комитет конституционного надзора /ККН/ СССР. На ККН была возложена проверка на соответствие Конституции СССР нормативных актов высших органов государственной власти. Запрещалось какое-либо вмешательство в деятельность Комитета. Вскоре ему было предоставлено право принимать окончательные решения по вопросам конституционных прав человека и гражданина, и ряд таких решений был принят /например, были признаны неконституционными разрешительная прописка, насильственное помещение лиц, не совершивших правонарушений, в лечебно-трудовые профилактории и т.д./. Но все же ККН не был полноценным судебным органом, и эффективность его деятельности была невысокой. Существование Комитета прекратилось с распадом СССР в декабре 1991 года.
В Российской Федерации институт Конституционного Суда был учрежден 15 декабря 1990 года на втором внеочередном Съезде народных депутатов: в действовавшую Конституцию 1978 года было включено положение о том, что Съезд народных депутатов избирает Конституционный Суд РСФСР и определяет порядок его избрания и деятельности в Законе. 24 мая 1991 года четвертый Съезд народных депутатов дополнительно включил в текст Конституции положения о Конституционном Суде РСФСР как части судебной системы, высшем судебном органе конституционного контроля, осуществляющем судебную власть в форме конституционного судопроизводства.
28 июня 1991 года Верховным Советом принят, а 12 июля 1991 года утвержден Съездом народных депутатов Закон РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР".
Конституционный Суд был сформирован 30 октября 1991 года на Съезде народных депутатов в составе 13 судей /по штату - 15/ и приступил к открытым заседаниям с января 1992 года.
Полномочия, полученные КС Российской Федерации на этом этапе его развития, включали разрешение дел о конституционности законов и иных правовых актов РФ и ее субъектов, конституционности политических партий и общественных объединений. Суд был правомочен разрешать споры о компетенции между органами государственной власти. Кроме того, в полномочия Конституционного Суда входили дача заключений об отрешении от должности ряда должностных лиц Российской Федерации и ее субъектов, право законодательной инициативы, ежегодные послания парламенту РФ о состоянии конституционной законности в России.
21 сентября 1993 года вышел Указ Президента РФ Бориса Ельцина № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", в котором Конституционному Суду было предложено не проводить заседаний. Одновременно была прервана деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Были введены в действие временные положения о федеральных органах власти, о выборах Государственной Думы. Указом от 7 октября 1993 года деятельность Конституционного Суда была приостановлена. После принятия 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ Президент РФ Указом от 24 декабря 1993 объявил Закон РСФСР о Конституционном Суде недействующим.
23 июля 1994 года вступил в силу Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Закон определил Конституционный Суд как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Общее число судей Конституционного Суда было увеличено до 19, созданы две палаты КС. Из компетенции суда была исключена проверка конституционности политических партий и других общественных объединений, а также правоприменительной практики. На Конституционный Суд были возложены такие полномочия, как дача общеобязательного толкования Конституции РФ, предусмотрена возможность установления дополнительных полномочий Конституционного Суда.
Предложение о назначении определенных лиц судьями Конституционного Суда вносит Президент России в Совет Федерации ФС РФ. Каждый судья Конституционного Суда назначается на должность в индивидуальном порядке путем тайного голосования и приводится к присяге. Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь избираются самими судьями в пленарном заседании Конституционного Суда тайным голосованием сроком на три года.
Изменениями и дополнениями от 8 февраля 2001 года в ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" были сняты возрастные ограничения для судей КС, а срок полномочий его членов увеличился с 12 до 15 лет.
После избрания полного штатного состава в феврале 1995 года Конституционный Суд возобновил свою работу.
Конституционный Суд действует на основании статьи 123 Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Регламента КС РФ, принятого 1 марта 1995 года.