Политический обозреватель РИА Новости Андрей Кисляков.
Одной из наиболее динамично развивающейся и, пожалуй, самой амби-циозной авиастроительной программой, осуществляемой в настоящее время в России, является программа создания регионально-магистрального пассажир-ского самолета RRJ (Russian Regional Jet). Причем, первый образец планируют поднять в воздух уже в следующем году.
Самолеты семейства RRJ - продукт, сочетающий в себе передовые тех-нические решения, хорошие летные характеристики и экономические показате-ли, а также современную инфраструктуру поддержки заказчика.
О том, что Россия, совершенно однозначно, движется на мировой рынок региональных самолетов. Свидетельство тому - подписание в конце ноября 2005 г. между российской компанией "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) и дубайской авиационной лизинговой компанией "Конкорд Авиэйшн" (Concord Avitaion) контракта на поставку сорока перспективных российских самолетов на 95 пассажиров (модификация RRJ-95).
Одновременно Россия защищает свою позицию по региональным самоле-там и на внутреннем рынке: также в ноябре ГСС и "Аэрофлот" подписали кон-тракт на поставку тридцати RRJ. Общая сумма контракта составляет 820 млн. долл. Еще раньше было подписано предварительное соглашение на поставку RRJ с авиакомпанией "Сибирь". Среди крупных потенциальных заказчиков са-молета - Финансовая лизинговая компания.
Минпроэнерго РФ рассматривает RRJ в качестве одного из наиболее пер-спективных проектов, который сможет обеспечить качественный рывок отече-ственного гражданского авиастроения и выведет его на уровень ведущих миро-вых производителей, и собирается финансировать создание RRJ в объеме 36 млрд. руб. Разработчики самолета получили также гарантии по займам. В то же время RRJ - чисто коммерческий проект, и государство выступает здесь лишь как инвестор, деньги будут возвращены в казну с продаж серийных машин.
Беспрецедентными для российской практики является и тот факт, что уже на этапе разработки начался процесс продажи самолета, еще не воплощен-ного в металл даже в опытных образцах.
Справедливости ради следует отметить, что RRJ все же не стопроцентно отечественный продукт, а самолет, который создается в широкой международ-ной кооперации с ведущими мировыми поставщиками комплектующих. В ча-стности, на нем будет установлен двигатель SaM146 разработки "Пауэрджет" (PowerJet) - совместного предприятия французской компании Snecma (Safran Group) и российского НПО "Сатурн". Первый SaM146 планируется испытать в марте 2006 г. на летающей лаборатории на базе Ил-76, а уже в октябре двигате-ли этого типа должны поднять в воздух первый опытный экземпляр RRJ.
Среди других зарубежных поставщиков комплектующих для российского самолета и такие фирмы, как Tholes (авионика), Liebherr (системы управления), Honeywell (вспомогательная силовая установка), Messier Dowty (шасси), In-tertechnigue (топливная система), Hamilton Sundstrand (система электроснабже-ния), Air Cruisers (аварийно-спасательное оборудование) и ряд других. По мно-гим из этих позиций, задействованы и российские предприятия, которые участ-вуют в разработке и изготовлении отдельных узлов.
Само собой, буквально нашпигованный импортными комплектующими самолет будет сертифицирован по международным стандартам. Сегодня и оте-чественные, и зарубежные эксперты едины во мнении, что RRJ 95 наряду с машинами этого же семейства RRJ60 и RRJ75 будут обладать высокими экс-портными возможностями. При этом немаловажно, что цена RRJ на западном рынке будет на 10-15% ниже чему у конкурентов. Что же касается отечествен-ных покупателей RRJ, то правительство России готово к снижению или вовсе отмене пошлин на импортные поставки в рамках этого проекта.
На сегодня маркетинговые исследования показывают, что в ближайшие 15-20 лет мировой рынок может востребовать около 800 самолетов RRJ, из них примерно 300-350 машин останутся в России. Начало поставок RRJ ожи-дается в 2008 году. Это вполне реальные сроки благодаря применению переня-той у Boeing так называемой бесстапельной сборки, что позволяет на 30% со-кратить ее трудоемкость и, соответственно, - время постройки самолета.
Что касается конкурента RRJ украинского Ан-146, то он впервые поднял-ся в воздух в декабре 2004 г., а его сертификацию предусматривается завер-шить уже в первом полугодии 2006 г. С самого начала планировалось, что се-рийное производство Ан-148 будет осуществляться Воронежским акционер-ным самолетостроительным обществом (ВАСО) и киевским авиазаводом "Авиант". Однако, после выборов нового президента Украины и последовав-шего охлаждения отношений между двумя странами подготовка производства на ВАСО практически прекратилась, и лишь недавно для Ан-148 был дан зеле-ный свет. В конце ноября ВАСО и АНТК им. Антонова заключили лицензион-ный договор, позволяющий начать серийное производство этого самолета в России уже в 2006 г.
В принципе "Сухой" и "Антонов" могут и не быть конкурентами, если первый начнет выпуск 95-110-местных машин повышенной дальности (3000 - 5000 км), второй - 70-80-местных машин умеренной дальности (1000 - 2000 км). При этом Россия определенно заинтересована в выпуске Ан-148, поскольку он на 69% состоит из комплектующих, производимых российскими предприятия-ми авиационно-космической отрасли.
В России продажей, поставками в финансовый и операционный лизинг этих самолетов занимается компания "Ильюшин Финанс К0" (ИФК). В настоя-щее время у нее уже сформирован портфель твердых и предконтрактных со-глашений с российскими авиакомпаниями на поставку 54 самолетов. Кроме то-го, заинтересованность в приобретении 10 Ан-148 воронежской сборки прояви-ла украинская авиакомпания "Аэросвит" и 7 - Республика Казахстан. Планиру-ется, что в течение 10 лет на ВАСО будет собрано около 250 самолетов.
Немаловажная особенность подписанного лицензионного договора в том, что России имеет право самостоятельно дорабатывать Ан-148 от базовой вер-сии до вариантов военно-транспортного самолета, специального назначения, грузового и грузо-пассажирского. По экспертным оценкам, Вооруженным си-лам РФ и другим российским силовым структурам может понадобиться поряд-ка 200 таких машин, в том числе для морской патрульной службы, подразделе-ний радио-электронной борьбы и радио-технической разведки, тактической разведки, воздушного командного пункта, а также в качестве топливозаправ-щика.
Помимо всего прочего реализация программы производства Ан-148 на ВАСО позволит гарантировано загрузить мощности этого авиазавода на бли-жайшую перспективу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции