Александр Смотров
ЛОНДОН, 9 дек - РИА Новости. Еще одним традиционным символом Лондона с сегодняшнего дня становится меньше. Известные всем хоть раз бывавшим в британской столице знаменитые "Рутмастеры" (Routemaster) - красные двухэтажные автобусы с открытой подножкой исчезают с 9 декабря с регулярных городских маршрутов.
Последний маршрут - номер 159, где "Рутмастеры" ездили вплоть до последнего времени, теперь, как и все остальные, будет обслуживаться более современными машинами.
На прощание сотрудники предприятия "Транспорт для Лондона" устроили специальный тур для иностранных журналистов, работающих в Великобритании, где рассказали об истории "Рутмастеров" и причине их "отставки".
Первые "Рутмастеры" были изготовлены в начале 1950-х годов с использованием передовых на тот момент технологий - автоматической коробки передач, гидроусилителя руля, усовершенствованной подвески, новейших рессор и корпуса из алюминиевых панелей, который позволял легко ремонтировать поврежденные части.
"Рутмастеры" были выкрашены в традиционный красный цвет, изначально принятый для автобусов, поскольку это символический цвет для Лондона - именно красными изначально были почтовые ящики и телефонные будки.
Двигатель у автобусов находился спереди, сбоку от кабины водителя. Задняя площадка была открытой и позволяла запрыгивать на подножку прямо на ходу или во время остановок автобуса, причем не только в установленных местах. Билеты пассажирам продавали кондукторы. Парк "Рутмастеров" заменил выведенные из эксплуатации троллейбусы и трамваи.
Производство автобусов данного типа было прекращено еще в 1968 году. За два десятилетия было построено в общей сложности свыше 2700 машин. С тех пор многие из них более чем в два раза превысили первоначально отведенный им срок службы в 15-20 лет. Красные двухэтажные автобусы с закругленными углами завоевали популярность как у лондонцев, так и у многочисленных туристов.
Тем не менее время диктует свое, прогресс не стоит на месте, правила безопасности ужесточаются, а правительством Великобритании была принята программа, согласно которой весь лондонский транспорт к 2016 году должен быть доступен для пользования инвалидами. Остававшиеся на ходу 450 машин постепенно вытеснялись с лондонских маршрутов более современными красными двухэтажными автобусами.
В Великобритании существует целая ассоциация энтузиастов-поклонников "Рутмастеров", которые выкупали автобусы, перекрашивали их и использовали в различных целях, главным образом, для развлечения. Иногда знакомый двухэтажный силуэт можно встретить и за границей. Например, в маленьком шведском городке Вексше существует специальный экскурсионный маршрут, по которому курсирует именно "Рутмастер", привезенный из Англии.
Однако лондонцам и гостям столицы расстраиваться не стоит. "Рутмастеры" не станут историей в одночасье. С 14 ноября по центру Лондону курсируют два "исторических" автобусных маршрута, которые обслуживаются знаменитыми автобусами старого образца.
"Несмотря на то, что "Рутмастеры" сняты с регулярного движения, мы тем не менее хотели сохранить для людей память о знаменитых автобусах, создавая эти два "исторических" маршрута", - пояснил представитель "Транспорта для Лондона".
Маршрут номер 9 будет курсировать от Королевского Альберт-холла через площадь Пиккадилли-серкус, Трафальгарскую площадь, вокзал Чаринг-кросс и улицу Стрэнд до Олдвича. Другой маршрут - номер 15 - проложен от Трафальгарской площади через Стрэнд, Флит-стрит, собор Святого Павла до Тауэра.
Автобусы будут отправляться каждые 15 минут в период с 9.30 до 18.00 часов. "Транспорт для Лондона" надеется, что ими будут пользоваться в первую очередь туристы, однако и простые пассажиры также смогут ездить на этих маршрутах. Специально для этого на "исторических" маршрутах не вводятся специальные билеты, а будут приниматься к оплате обычные проездные и разовые билеты как для всех остальных автобусов в британской столице.