Обозреватель РИА «Новости» Ольга Соболевская.
Раньше россияне ненадолго путешествовали под Новый год – по стране и за ее пределы. Теперь же пик туристического сезона сместился – это рождественские каникулы, первые 10 дней января.
Рождественские турпредложения в связи с повышением спроса дорожают, а интерес к ним россияне начинают демонстрировать уже с августа. К ноябрю – началу декабря приходится рассчитывать только на «горящие путевки», если вы хотите отдохнуть с гарантированным комфортом. Путешествующая публика смекнула: выгоднее поехать на более долгий срок сразу после Нового года, чем до него – всего на 2 - на 3 дня. Это касается как поездок за рубеж, так и по России. Зимние турпродукты становятся все популярнее и за счет того, что россияне стали разбивать свои месячные отпуска на части. Как отмечает руководитель Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский, «сейчас зачастую отдыхают не только два раза в год, но и три раза – по неделе, поэтому само число турпоездок все время возрастает». «Зимой отпуск становится все более популярен, хотя превосходство летнего сезона еще пока устойчиво и непоколебимо», - говорит глава Ростуризма.
Россияне заблаговременно раскупили горнолыжные туры в Альпы – итальянские, французские, австрийские. Среди фаворитов пляжного отдыха – Египет, Таиланд, ОАЭ и Турция (туда все чаще ездят не только летом, но и зимой). По этим направлениям путешествуют семейно. С осени раскупаются билеты в Египет на время школьных каникул, захватывающих дни до Нового года и рождественские праздники. Средний класс все активнее отправляется зимой в индийский штат Гоа. Эксперты предсказывают грядущий успех у россиян Вьетнама. Азиатские курорты медленно, но верно отвоевывают туристов у европейских. И дело здесь не в ценах. Поездки в Малайзию, Сингапур или Таиланд стоят свыше $1500, а если поездка продолжается дольше недели и/или охватывает несколько стран кряду, то обойдется она более чем в $2500 – со всем комфортом. Однако российская мода на Азию, на ее пестрый и жизнерадостный шик оказывается сильнее, т.е. «побеждает» цены. По сути, путешествие в Таиланд или Малайзию уже стало элементом имиджа преуспевающего человека. Так что, одна за другой открываются туркомпании, предлагающие зимние полеты далеко на юго-восток.
По традиции у любителей культурно-познавательного туризма в числе «зимних» фаворитов - Чехия, страны Прибалтики и Скандинавии. В Финляндию зачастую едут с детьми – в гости к Санта-Клаусу в Лапландию. Финские каникулы прельщают возможностью покататься на лыжах, финских санках, сходить в финскую баню. Да и цены приемлемые: «Аэрофлотом» можно слетать за $315, стоимость билета Москва-Хельсинки в один конец – $100. Франция несколько утратила свою популярность из-за недавних волнений. «В целом число поездок россиян за границу растет, а это говорит о том, что уровень жизни и благосостояния поднимается», - комментирует Владимир Стржалковский.
Для иностранцев приехать в Россию зимой также довольно заманчиво. Новый год и Рождество в России – самое хлебосольное время: с румяными пирогами, дюжиной разных салатов, жареным мясом и рыбой во всех видах, солеными грибами, квашеной капустой, мочеными яблоками. К бренду «русская кухня» прилагается бренд «народные песни и пляски». Обычно иностранцы и сами участвуют в экзотических действах.
Но… увы, в последнее время зарубежные гости переключаются на другие страны. Ведь, по данным Российского союза туриндустрии (РСТ), пакетная стоимость классического культурно-познавательного тура – Москва и Санкт-Петербург, 8 дней и 7 ночей, который выбирают 80-90% зарубежных туристов, - возросла за 4 года в 2,5 – 3 раза. Подорожали перевозки – авиа- и наземные, визовое оформление, музеи и рестораны. Путешествие в Европу может обойтись в 500-700 евро на человека, говорит президент РСТ Сергей Шпилько, тур в Россию – вдвое дороже, 1300-1400 евро (для семьи – 2500-3000 евро). Рост цен на турпродукты вкупе с инфраструктурными проблемами, дефицитом гостиниц туркласса - двух-трехзвездочных, устаревшим транспортом заставляют мелеть туристический поток в Россию.
Это тем обидней, что в России появляются новые интересные туристические маршруты, их география расширяется, свидетельствует Сергей Шпилько. Они способны привлечь все больше туристов. Это и Дальний Восток, предлагающий широкие возможности для экологического туризма, - Хабаровский край, Амурская область (раскручивается круиз по Амуру), полуостров Камчатка, остров Сахалин, Курилы. Это и озеро Байкал, и Великое Саянское кольцо, пролегающее через Хакасию, Туву, Красноярский край. Развивает туризм и Север – востребованы рыболовные туры на Кольском полуострове, раскручивают турпродукты Северо-Запад и Поволжье. «В Ханты-Мансийске хотят развить зимнюю инфраструктуру, экстремальный туризм, там построено много гостиниц», - говорит Владимир Стржалковский. «С точки зрения маршрутов ресурсы у России не ограничены», - заключает Сергей Шпилько.
Целевая программа Федерального агентства по туризму «Туристические центры России» на период 2006-2008 гг предполагает развитие внутреннего туризма в 12 регионах. Геннадий Пилипенко, замначальника управления развития внутреннего туризма Федерального агентства по туризму, поясняет: «Это Сибирь – Тюменская область, Алтайский край, Омская и Томская области («оплотом» туризма избран Тобольск), Южная Сибирь с Иркутской областью, Бурятией, центральная Россия – Московская, Владимирская, Тверская, Костромская, Ярославская, Тамбовская и Калужская области». Это также «Серебряное кольцо» - Петербург с областью, Новгородская и Псковская области, Республика Карелия, Русский Север с Соловками, Тульская область с Ясной Поляной (имение Льва Толстого) в сочетании с Орловской областью (Спасское-Лутовиново – родовая усадьба Ивана Тургенева). Плюс Куршская коса (район Калининграда), «Золотое кольцо Башкортостана» с Уфой, Салаватом, Татарстан, Дальний Восток с Благовещенском, Хабаровском и Комсомольском-на-Амуре, Камчатская область.
Эксперты уверены: во всех этих регионах нужно развивать зимний туризм. Летний туристический сезон в России получается достаточно коротким (климат берет свое), и делать на него все ставки – недальновидно, пора обратить больше внимания на зимние турпродукты. В той же Москве, скажем, имеет смысл широко отмечать не только Новый год, Рождество – 7 января, но и активнее популяризировать Масленицу – поворот с зимы на весну, чтобы было больше народных гуляний, этнографических магнитов для туристов. И Рождество, и Масленица могут «подстегнуть» событийный туризм, когда гости из-за рубежа приезжают в страну к определенным праздникам, фестивалям, концертам.
Въездной и внутренний туризм, в том числе зимний, мог бы развиваться быстрее, если бы не тарифы, убежден Геннадий Пилипенко. «В любом уголке России есть теперь достойные гостиницы, можно неплохо отдохнуть. Но цены кусаются», - заявил он на круглом столе в Торгово-промышленной палате.
Впрочем, более-менее обеспеченный средний класс в своем туристическом порыве перед высокими ценами уже не останавливается. Места в гостиницах престижнейшего российского горнолыжного курорта Красная Поляна уже давно забронированы. Другие горнолыжные курорты тоже не могут пожаловаться на полное невнимание туристов. Куда менее экстремальный отдых – в подмосковных пансионатах – тоже оказался крайне популярным, хотя 4 дня отдыха в ближнем Подмосковье могут стоить свыше $350. Плохо идут только путевки в совсем уж дальнее Подмосковье или же туда, где качество сервиса не гарантировано.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции