Магистральный газопровод “Голубой поток” является уникальным газотранспортным сооружением, не имеющим мировых аналогов и служит для транспортировки добытого на территории России природного газа в Турцию через акваторию Черного моря, минуя третьи страны.
Проект был реализован согласно подписанному 15 декабря 1997 г. Соглашению между Правительствами России и Турции о поставках российского природного газа через акваторию Черного моря, а также долгосрочному контракту между российским ООО “Газэкспорт” и турецкой государственной компанией “Боташ” (“Botas”). Строительством российского сухопутного участка газпровода занималось ОАО “Газпром”, турецкого - компания “Боташ”. Для сооружения морского участка были привлечены специалисты итальянского энергетического концерна “ЭНИ” (“ENI”), создавшего в 1999 г. на паритетной основе с ОАО “Газпром” совместное предприятие “Блю Стрим Пайплайн Компани БВ” (“Blue Stream Pipelain Company BV”).
В 1998 г. были начаты строительные работы, 30 декабря 2002 г. газопровод был введен в эксплуатацию, а 20 февраля 2003 г. начались поставки газа из России в Турцию.
Общая протяженность газопровода “Голубой поток” составляет 1213 км. Газопровод условно делится на три участка: два сухопутных по территориям России и Турции длиной 373 и 444 км соответственно и один морской длиной 396 км. Особенность последнего участка заключается в том, что глубина закладки трубы достигает 2150 м в условиях агрессивной сероводородной среды. Помимо этого, на морском участке установлена одна из крупнейших в мире и уникальных по своим характеристикам компрессорных станций (“Береговая”) мощностью до 150 мегаватт (что позволяет достигать на выходе давления до 250 атмосфер). Диаметр трубы на равнинных и горных частях сухопутных участков составляет 1400 мм и 1200 мм соответственно, на морском участке - 610 мм.
К техниченским особенностям газопровода “Голубой поток” относятся:
- применение труб из высококачественной коррозийно-стойкой стали с внутренним и внешним полимерным покрытием;
- пневматическое испытание горных участков газопровода;
- испытание газопровода методом стресс-теста;
- использование интеллектуальных вставок на горном и морском участках;
- применение противооползневых сооружений на 17 оползневоопасных участках;
- бетонирование прибрежных участков газопровода.
Помимо этого, впервые в практике нефтегазовой отрасли России на горном участке сухопутной части магистрали были сооружены тоннели под хребтами Безымянный и Кобыла Большого Кавказа общей протяженностью 3260 м.
Общая стоимость газопровода “Голубой поток” составляет 3,2 млрд долларов. Для реализации проекта ОАО “Газпром” совместно с “Блю Стрим Пайплаин Компани БВ” было подписано кредитное соглашение на сумму 1,13 млрд долларов с банковским консорциумом в составе итальянских “Банка Коммерчиале Итальана” (“Banca Commerciale Italiana”) и “Медиокредито Чентрале” (“Mediocredito Centrale”) и немецкого “Вейстдойче Ландесбанк Жироцентрале” (“Westdeutsche Landesbank Girozenrtale”). Помимо этого, были привлечены кредиты от японского банка “Джапан Бэнк фор Интернешнл Кооперейшн” (“Japan Bank for International Cooperation”) и возглавляемого банком “Фуджи” (“Fuji”) консорциума на общую сумму 627 млн долларов.
Согласно графику поставок газа, в 2005 г. предполагается транспортировка 6 млрд куб. м углеводородного сырья, в 2006 г. - 8 млрд куб. м, в 2007 г. - 10 млрд куб. м, в 2008 г. - 12 млрд куб. м, в 2009 г. - 14 млрд куб. м. А в 2010 г., согласно расчетам, газпровод выйдет на проектную мощность в 16 млрд куб. м.