Александр Владимирович, с 1 ноября сего года Россия приняла на себя функции председателя Совета Безопасности ООН. Какой Вам видится общая философия нашего председательствования?
- Во-первых, хотел бы подчеркнуть, что как постоянный член Совета наша страна неоднократно выполняла председательские обязанности. Особенность нынешнего периода связана прежде всего с тем, что возглавлять СБ Россия будет в непростое во всех отношениях для развития Организации время. В ООН идут интенсивные дискуссии по выполнению решений "Саммита-2005", направленных на адаптацию всемирной Организации к вызовам и угрозам современности. Роль Совета Безопасности, который Уставом ООН наделен главной ответственностью за поддержание международного мира и безопасности, неуклонно возрастает.
Что касается общих подходов к работе СБ ООН в ноябре, то наши усилия будут направлены на всемерное укрепление его роли, авторитета, эффективности в принятии решений по фундаментальным вопросам мировой политики. Россия всегда отстаивала эти цели, однако председательские функции наделяют нас гораздо большей ответственностью в повышении престижа СБ и координации деятельности партнеров.
В повестке дня Совета находятся важнейшие проблемы поддержания мира на планете. Их список постоянно расширяется, охватывая конфликтные очаги во многих регионах. К приоритетным задачам работы СБ следует отнести урегулирование ситуации на Ближнем Востоке, в Ираке, Афганистане, на пространстве бывшей Югославии и Африканском континенте, а также координацию контртеррористических усилий и борьбу с распространением ОМУ.
Расскажите о повестке дня Совета в ноябре. Планируется ли Россией постановка вопросов о путях противодействия новым вызовам и угрозам, с которыми сталкивается человечество?
- Одна из наиболее злободневных тем - дальнейшее согласование международной стратегии по противодействию терроризму, угроза которого не становится меньше, несмотря на активные и все более организованные, системные усилия мирового сообщества.
Антитеррористическая тема затрагивалась в ходе "Саммита-2005", когда на заседании Совета Безопасности ООН на высшем уровне была принята насыщенная антитеррористическая резолюция 1624, ставящая во главу угла задачу противодействия идеологии терроризма, квалифицирующая подстрекательство к совершению террористических актов в качестве уголовного деяния.
Теперь необходимо в полной мере задействовать заложенный в этом решении потенциал в сфере антитеррора. Намерены и впредь фокусировать внимание наших партнеров на необходимости строгого, без двойных стандартов, выполнения этой резолюции СБ.
С террористической угрозой тесно смыкается опасность расползания ОМУ, попадания его в руки террористов. Эта тема будет в поле зрения СБ в ноябре?
- Несомненно, СБ ООН продолжит выработку согласованной стратегии в сфере нераспространения ОМУ, которое, окажись оно в руках террористов, сделает террористическую угрозу неизмеримо более опасной. Принятая в апреле 2004 года. Советом резолюция 1540 сформировала платформу для конструктивного взаимодействия международного сообщества в антираспространенческой области. Работа на основе этого решения СБ должна продолжаться.
Не могли бы Вы остановиться на конкретных страновых и региональных ситуациях, которым СБ ООН должен, по Вашему мнению, уделить внимание?
- Из обозначенных Вами сюжетов хотел бы остановиться на Ираке. Совет должен продолжать плотный мониторинг за развитием политического процесса в этой стране. Многочисленные задачи в данной сфере, которые были поставлены в резолюции СБ ООН 1546, остаются нерешенными и по сей день. Прежде всего, это касается налаживания в стране полноценного политического диалога с целью достижения национального примирения.
В рамках нашего председательствования в Совете мы настроены уделять пристальное внимание урегулированию ситуации на Ближнем Востоке. В этом регионе сохраняется огромный пласт нерешенных проблем, и очередная вспышка насилия на Западном берегу 1-2 ноября - трагическое тому подтверждение. В эволюции региональной обстановки прослеживаются позитивные и негативные тенденции. Уход Израиля из Газы - важный политический шаг. Однако это не финальная стадия, а первый этап выполнения "дорожной карты" в направлении создания жизнеспособного и целостного палестинского государства.
В настоящее время внимание международного сообщества приковано к развитию ситуации вокруг Сирии и Ливана. 31 октября состоялось заседание СБ на министерском уровне, на котором была принята резолюция 1636, призывающая Дамаск к более полному сотрудничеству с независимой комиссией Д.Мехлиса, созданной в соответствии с резолюцией СБ 1595 для расследования обстоятельств гибели бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. Мы будем внимательно отслеживать работу комиссии, оказывая ей всестороннее содействие.
Хотел бы подчеркнуть, что только беспристрастное расследование по установлению истины будет способствовать укреплению стабильности в Ливане, нормализации отношений между Бейрутом и Дамаском, стабилизации обстановки на Ближнем Востоке в целом.
В фокусе внимания СБ будет оставаться и ситуация вокруг Косово. Как известно, процесс урегулирования в этом крае вступает в ответственную фазу: начинаются переговоры о будущем статусе этой территории. Параллельно СБ должен следить за необходимостью тщательного выполнения стандартов в сфере обеспечения прав национальных меньшинств в крае, прежде всего сербского населения. Задачу на этом направлении мы видим в том, чтобы обеспечить безопасность и равные права для всех групп населения, проживающих в этом крае. Именно в этом состоит залог стабилизации обстановки в Косово.
При координирующей роли СБ ООН международному сообществу предстоит проделать огромный объем работы по нормализации обстановки в Афганистане. Говорить о стабилизации обстановки в нынешних условиях после состоявшихся в сентябре выборов пока преждевременно. В стране сохраняется высокий уровень насилия. Приоритетная задача состоит в формировании полноценных институтов государственной власти на основе политического и этнического баланса, а также в распространении их полномочий на всю территорию Афганистана. Весь комплекс этих вопросов мы намерены обстоятельно проговорить со спецпредставителем генсекретаря ООН в Афганистане Жаном Арно, который в ближайшие дни посетит Москву.
Пристальное внимание в повестке дня Совета в ходе нашего председательствования будет уделено урегулированию ситуации в конфликтных очагах на Африканском континенте. На 4-11 ноября намечена миссия СБ в страны Центральной Африки. Без преувеличения можно сказать, что ооновское миротворчество сыграло огромную роль в деле нормализации обстановки в «горячих точках» на континенте. Эти усилия следует продолжать и наращивать.
Российская Федерация будет прилагать максимум усилий к тому, чтобы под ее председательством Совет оставался на высоте своей исторической миссии. Разумеется, в нашей работе мы будем опираться на помощь и взаимодействие с нашими партнерами по этому главному органу ООН.