Рейтинг@Mail.ru
Возвращение союзного государства - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Возвращение союзного государства

Читать ria.ru в
Дзен
В последние дни в средствах массовой информации вновь возникла тема, казалось бы, навсегда уже забытого Союзного государства России и Белоруссии. Основанием для этого послужило заявление спикера российского парламента Бориса Грызлова о том, что проект Конституционного акта уже подготовлен и 15 ноября будет передан на рассмотрение Высшего Совета Союзного Государства...

 

Заместитель директора института стран СНГ Владимир Жирихин - РИА "Новости"

В последние дни в средствах массовой информации вновь возникла тема, казалось бы, навсегда уже забытого Союзного государства России и Белоруссии. Основанием для этого послужило заявление спикера российского парламента Бориса Грызлова о том, что проект Конституционного акта уже подготовлен и 15 ноября будет передан на рассмотрение Высшего Совета Союзного Государства.

При обсуждении вопросов объединения мы зачастую оказываемся в плену мифологем. Например, мифологема такая: братские народы должны объединиться. Вообще-то братские народы России и Белоруссии никогда не разъединялись. Они как были вместе, так и остались. Они едины и культурно, и информационно, и языково, семьями, людьми и т.д. Они просто оказались в разных государственных образованиях, а к государственным образованиям имеют отношение в первую очередь политические элиты.

Все социологические опросы показывают, что на  самом деле народам России и Белоруссии все равно, в каком объединении они будут. Или относительное, или абсолютное большинство высказывается за все: от самых жестких до самых размытых форм объединения России и Белоруссии. По очень простой причине - потому что от любой формы межгосударственного объединения народы только выигрывают.

А вот в процессе межгосударственного объединения элиты так или иначе должны идти на компромисс. Они должны делегировать ту самую неуловимую трудноопределимую субстанцию, которая называется суверенитетом и имеет отношение в первую очередь к самоощущению элиты, а не народов.

И, следовательно, проблема объединения  - это проблема объединения политических элит. Политические элиты очень тонко реагируют на все эти процессы. Причем чем меньше страна, которая идет в объединение, тем острее она это делает. Потому что политическая элита меньшей страны боится раствориться в огромном политическом пространстве большей  страны. Поэтому претензии к нашим белорусским коллегам, которые часто ставят достаточно жесткие условия объединения, мне кажется, неправильны. Именно объединение и интеграция элит вызывает наибольшие сложности.

Теперь по роли субъективного фактора. Тоже мифологемы. Все проблемы в Лукашенко или наоборот - все проблемы в Путине. Один излишне эмоционален, другой излишне рационален. На самом деле зачастую действительно за такими яркими, эмоциональными эскападами Лукашенко стоит серьезная проблема - проблема нахождения со стороны белорусской в первую очередь элиты своего места в новом политическом пространстве, которое предлагается организовать. Несомненно, субъективный фактор присутствует. Но не надо сводить все трудности объединения только к нему: вот,  не будет Лукашенко, все получится! Или наоборот - Путин пришел, поэтому не получается!

Нет непреодолимых сложностей в этом процессе. Просто надо исходить из того, что нужен, скорее, поступательный процесс, чем мгновенное достижение конечной цели, непрерывный прогресс. В 70-х годах наши советские газеты с огромным удовольствием писали о том, что буксует механизм интеграции в Европейском сообществе, что у них там не получается. Надо сказать, что когда указывают на довольно значительные различия в нынешних политических и экономических структурах России и Белоруссии, забывают, что в те времена, например, между политическими и экономическими структурами в той же самой Швеции и Испании были различия не меньше. Но, тем не менее, некий ключ для развития интеграции был найден. Это торможение, это буксование прекратилось с избранием Европарламента. На первых порах почти с нулевыми полномочиями. Почему? Потому что для политических элит была предоставлена площадка для взаимодействия и, не надо бояться этого слова, для торга. Торг - это нормальное явление между политическими элитами для формирования некоего компромиссного варианта, в котором каждая из политических элит нашла бы свое место, нашла бы свои возможности.

Поэтому, надо как можно быстрее избрать Союзный парламент и делегировать ему только одно полномочие – разработку структуры управления Союзного государства. Тогда политические элиты уже не под ковром, а публично устроили бы этот торг. Кроме всего прочего, избрание Союзного парламента позволило бы существенно расширить политическое поля и в той, и в другой стране.

Не очень понятно, почему часто заявляют о противоречии между реальным формированием союза России и Белоруссии и возможным его расширением? Опять вернемся к европейскому опыту как к единственному в новейшей истории успешному механизму формирования союзного государства, который был реализован на практике. Там же тоже поначалу было ядро Евросоюза, которое потом начало расширяться. Почему нам не создать ядро Союзного государства, которое будет открыто для расширения? И, между прочим, условия для этого есть. Россия явно поднимается, резко увеличивается ее роль в мире. Миллионы людей из стран СНГ едут на заработки в Россию, а не из России. Значит, этот Союз может превратиться сейчас, на данном этапе, центром консолидации и объединения! Но начинать надо именно с выборов Союзного парламента.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала