МОСКВА, 23 окт - РИА Новости. Стимулировать авиаперевозчиков заказывать новые российские самолеты можно, доплачивая им из бюджета до $100 тысяч за каждое место в приобретаемой машине. Такое мнение высказал в воскресенье, выступая в программе "Парламентский час" на телеканале "Россия", председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум.
"За каждое место, например, в самолете Ту-334 по 100 тысяч долларов в эквиваленте нужно авиаперезвозчику доплачивать. Купил другой самолет, АН-148, допустим - получил за каждое место 100 тысяч или 70 или 50 тысяч долларов - это нужно обсуждать и считать",- сказал Шаккум.
По его мнению, таким образом можно стимулировать авиаперевозчиков заказывать российским авиазаводам новую авиатехнику. "Сегодня нужна прямая поддержка авиапроизводителя, но через авиаперевозчика, т.е. стимуляцию спроса на отечественную авиационную технику. Такая форма является антикоррупционной, т.е. эти деньги трудно каким-то образом украсть и эта форма может быть весьма эффективной",- сказал он.
По словам Шаккума, для того, чтобы российская авиатехника стала дешевле и качественнее, необходимо, чтобы она производилась в больших количествах. "Для того, чтобы самолеты стали дешевле, необходимо выпускать как минимум 40 единиц среднемагистральных и дальнемагистральных самолетов в год",- отметил Шаккум. "Еще вчера такой потребности не было - авиарынок сокращался, сегодня эта потребность есть",- сказал он.
Шаккум подчеркнул, что государству необходимо определиться в первоочередных приоритетах при поддержке российского авиапрома. "Государству необходимо определиться, что является приоритетным в авиапроме или отдать все это на откуп авиаперевозчику на тех услвоиях, как я сказал",- отметил Шаккум.
Он добавил, что после определения государством премущественных мер поддержки их необходимо прописать в законе. "Главным законом для авиапрома должен стать бюджет, где мы ежегодно будем прописывать конкретные суммы поддержки, которые будут выражены в конкретных миллиардах на те или иные нужды",- скаазал он.
"Я категорический противник снятия барьеров (в виде высоких пошлин) на ввоз подержанной зарубежной авиатехники",- сказал он.
По словам Шаккума, авиапром для России - это не просто производство самолетов. "Мы имеем сейчас статус авиационной державы - таких стран сейчас в мире всего четыре. За авиапромом стоит огромная армия специалистов и заводы, на которых они работают, а также мощнейшая наука в области авиационной техники, поэтому потерять все это - преступление перед будущим поколением", - заявил он.
Вместе с тем в ходе встречи с депутатами Госдумы, посетившими авиационно-технический центр "Аэрофлота" в Шереметьево, глава компании Валерий Окулов заявил, что предлагает отменить пошлины на ввоз российскими перевозчиками ряда эффективных моделей иностранной авиатехники и комплектующих для самолетостроения. "В противном случае российские авиакомпании окажутся не только постепенно вытесненными с рынка международных перевозок, но и вскоре потеряют даже внутренний рынок", - заявил Окулов.
По его словам, эксплуатируемые в настоящее время авиакомпаниями устаревшие самолеты советского производства, а также новые воздушные суда отечественной разработки неспособны обеспечить положительные экономические показатели. "Даже от новой отечественной техники компании стараются избавиться - с начала года авиакомпания "Сибирь" пытается выставить на продажу два имеющихся в ее парке Ту-204-100, но из-за экономической неэффективности этих машин на них не находится покупателей", - отмечается в докладе, подготовленном специалистами "Аэрофлота" ко встрече с депутатами Госдумы.
Для развития авиапрома в России необходимо использовать инструменты частно-государственного партнерства, считает министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко.
По его словам, "очень хорошо вписывается в стратегию развития авиапрома" предложение заменить пошлины на импортные самолеты квотами на их поставку в обмен на инвестиции, технологии и заказы комплектующих.
"Все дальнейшие действия должны совместить интересы частных инвесторов, их корпоративные стратегии (на которые они имеют полное право) с интересами государства, с той стратегией, которая у него есть по отношению к отрасли", - сказал глава Минпромэнерго.
Тем не менее пока доля России на мировом рынке гражданских самолетов не превышает 1%. Так, в прошлом году в России было произведено 12 самолетов (без учета малой авиации), в то время как корпорации "Боинг" (Boeing) и "Эрбас" (Airbus) выпустили по 350-360 самолетов каждый.
"Они делают по одному самолету в день, мы - один в месяц", - констатировал Христенко.