Политический обозреватель РИА "Новости" Василий Кононенко.
Кровавая драма в Нальчике, взбудоражила российскую политическую элиту. По числу убитых и раненных в результате нападения на город многочисленного отряда боевиков-исламистов эта трагедия теперь сравнивается с бесланской в Северной Осетии, происшедшей 1 сентября 2004 года. В результате выстраивается мрачная цепочка первых оценок того, что произошло 13-14 октября в Кабардино-Балкарии: если при таком количестве войск в этом регионе масштабные вылазки боевиков продолжаются, значит, силовая система больна или недееспособна. К такому выводу приходят и депутаты Госдумы, в том числе представители северокавказских республик, и многие политологи. Вот некоторые их мнения.
Геннадий Гудков, член комитета Госдумы по безопасности, фракция «Единая Россия»:
– Давайте исключим системные ошибки в работе наших правоохранительных органов. Коррупция – причина № 1!
Заруби Нахушев, депутат Государственной думы от Кабардино-Балкарии, фракция «Единая Россия»:
-Некоторые члены джамаата (ваххабитская экстремистская организация) ранее задерживались правоохранительными органами. Но потом их отпускали… Понятно, что за деньги.
Александр Шаравин, директор Института политического и военного анализа, член Академии военных наук:
– Уровень коррупции на Северном Кавказе такой, что его не устранить ни одной вертикалью власти. Введение там института генерал-губернаторов не помешало бы – хотя бы до тех пор, пока не будет налажена мирная жизнь.
Член комитета по безопасности Госдумы Виктор Илюхин,: «В Нальчике произошел мятеж, направленный на захват власти. Нельзя бездействовать в ситуации, когда Северный Кавказ фактически отторгают от России. Нужно укреплять спецслужбы и систему власти».
Однако общие оценки ситуации на Северном Кавказе кардинально отличаются от изложенной причинно-следственной логики. Многие политики, в том числе и западные, тут же вспомнили, что именно после трагедии в Беслане президент Владимир Путин начал создавать так называемую «вертикаль власти», ключевым проявлением которой считается механизм назначения губернаторов. Вывод делается следующий: нападение в Нальчике явилось последним доказательством того, что меры, введенные Кремлем после Беслана, не действуют. Некоторые разгоряченные головы мгновенно предложили дать Северному Кавказу возможность самоопределения вплоть до создания некоего «исламского халифата». Словом в точности то, чего добиваются последние десять лет ваххабиты и чеченские сепаратисты, давно, начиная с 1996 года подбирающиеся к этой красивой и уютной республике с целью взорвать ее изнутри.
На 19 октября в Госдуме назначено закрытое пленарное заседание по разбору трагедии в Нальчике. Депутаты, в основном оппозиционных фракций, вызвали на это заседание представителей силовых ведомств – отчитаться за провалы в работе. Как уже бывало раньше, упреков в «некомпетентности», «отсутствии целостной национальной политики на Северном Кавказе» наверняка будет предостаточно. Но очевидно, что «поркой» министров ситуацию кардинально не исправить. Корень проблемы находится в способности федеральной власти взять под контроль местные кланы. Именно эта особая, замкнутая, клановая система правления в северокавказских республиках стала преградой для наведения элементарного цивилизованного порядка в регионе.
Еще минувшим летом в прессу просочились выдержки из доклада полпреда президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака, который был подготовлен президенту по итогам шести месяцев его деятельности на этом посту. Вот как полпред оценивает ситуацию в регионе. "Сформировавшиеся во властных структурах корпоративные сообщества монополизировали политические и экономические ресурсы, - говорится в докладе. - Во всех северокавказских республиках руководящие должности в органах власти, наиболее крупных хозяйствующих субъектах занимают лица, состоящие в родственных связях между собой. В результате оказалась разрушенной система сдержек и противовесов, что приводит к распространению коррупции… Произвол властей порождает у большей части населения социальную апатию. Во многих субъектах Федерации власть не имеет существенной опоры». Таковы мрачные выводы, если верить источникам, сделал один из самых доверенных Владимиру Путину полпред. Вскоре президент провел совещание с лидерами северокавказских республик и термины «клановость», «коррупция» на нем уже звучали открыто, на телекамеры.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции