Как-то так все сошлось на небольшом временном пятачке: разговоры о возможном перезахоронении Ленина, шум по поводу назвавшегося Иисусом Христом Григория Грабового и его опытов воскрешения покойников, информация об имевшем место совещании президента Буша с Господом.
Уж, не с нашим ли Грабовым он пообщался?..
…То, с каким энтузиазмом все занялись разоблачением черно-белой магии Григория Грабового, меня несколько озадачило. Будто в первый раз такое. Будто не было Кашпировского с Чумаком.
Конечно, Грабовой пошел дальше. Он не только лечит от моченедержания, но и воскрешает, что еще смешнее.
Впрочем, и телевидение пошло дальше: оно не просто отпиарило мессию, но и посрамило его.
Как и следовало ожидать, к его же выгоде.
Это, к слову сказать, такая технология пиара: возвышение путем поношения. Так произошло совсем недавно с Алексеем Митрофановым, вложившимся в производство порнографического клипа. Думали, что у него как у политика грязь на вороту повиснет. Она-таки повисла. К украшению этого политика. Теперь он ее носит как орден.
Та телепередача, в которой телеведущий Андрей Малахов организовал в прямом эфире Первого канала очную ставку Грабового с народом, замышлялась как наглядное и полное развенчание лжехриста.
Малахов мобилизовал для этого довольно серьезные силы. Был представитель Думы, были батюшки, жертвы, милиционер, ученые, психиатры, журналисты, артисты, юристы и Максим Шевченко, религиевед и к тому же политолог.
Противоборствующая сторона выглядела не столь убедительно, но зато более экзотично: несколько истероидных дам, автор «Ландышей» (которые «светлого мая привет»), был и один воскрешенный покойник, очень здоровый на вид мужчина. До своей кончины служил милиционером. Но и сейчас, после возвращения с Того Света, мог бы им поработать на благо общества, да вот, нашлось дело поважнее – быть наглядным доказательством существования новоявленного бога.
Просветление нашло на Максима Шевченко. Как же он раньше не догадался, что вся кутерьма вокруг нового Иисуса – это такой бизнес-проект. Но и он, светлая голова, не заметил, что происходящее в студии – это спектакль, поставленный не Малаховым, а Грабовым, в котором у каждого своя роль. В том числе и у него, у Шевченко.
Грабовой сыграл гонимого основателя нового-старого вероучения. Поэтому с чисто драматургической точки зрения сторонники ему были не особенно нужны. Достало бы и одного Левия Матвея – его образ воплотил в меру своих способностей поэт-песенник Борис Дубровин. Все остальные артисты, не подозревая того, были ангажированы на роли хулителей новоявленного Христа. Чтобы все выглядело перед распятием, как в первый раз – чтобы звенели проклятия, пылала ненависть, сочилась злоба, плескалось ожесточение.
И Грабового фигурально распяли.
Верующий Андрей Малахов вел себя почти также нервно и возбужденно, как Иван Бездомный на Патриарших по ходу общения с неизвестным профессором – ничему не верил, аппелировал к правоохранительным органам, все требовал, чтобы прокуратор сказал свое слово, и даже порывался дать в морду шарлатану непосредственно в прямом эфире. Но, в конце концов, удержался, мобилизовав всю свою волю, а потом объяснил: «Если бы я не дорожил своим местом на Первом канале, то…».
Между тем, посрамленный воскреситель Грабовой ушел из Останкино триумфатором. Думаю, что кассету с этой передачей, Фонд Грабового будет распространять среди населения с той же методичностью, с какой он рассылает все газетные нападки на своего главу. Хула для него сейчас поважнее хвалы. Неверие в его чудотворные способности – это его крест, на котором он себя чувствует особенно комфортно и вольготно.
На этой же программе была проброшена мысль: а не дать ли возможность чудотворцу испытать себя в деле воскрешения В.И. Ленина. Мысль пришлась ко времени: общественность снова возбуждена пересудами относительно возможности погребения тела вождя. Стоило только послушать горячие дискуссии на программах «К барьеру!» и «Времена», чтобы понять, насколько трепетна эта тема.
Тут стоит обратить внимание на одну закономерность: навечно мертвый Ильич оживает, едва кто-то заводит речь о его погребении.
Разумеется, оживает не труп Ленина, оживают амбиции нескольких политических трупов. Тут свои грабовые работают: Проханов, Зюганов…
Но самым пламенным чудотворцем и самым амбициозным грабовым показался мне один народный любимец, поэт-песенник. Но не Борис Дубровин с его «Ландышами», а Олег Газманов с его заклинаниями «Я родился в Советском Союзе. Сделан я в СССР». С ними он выступил не на концерте, а в аналитической программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым».
Из геополитической песни понятно, что «сделанный в СССР» Газманов уже не отдельно взятых покойников собирается воскрешать; он страну-покойницу мечтает вернуть из небытия. Дается перечень отколовшихся регионов – Крым, Кавказ, Молдавия… У него и список подлежащих воскрешению лиц готов. Список длинный. Работа Грабовому предстоит большая. В первых строчках - Ленин и Сталин. С них и надо начинать в связи с тем, что приближаются выборы, а достойных претендентов, способных противостоять нынешней власти, у оппозиции не видать.
…Это ведь только с первого взгляда кажется, что задание по воскрешению мертвых заведомо неисполнимо. В 24-м задача сохранения навеки оболочки самого человечного человека тоже казалась не решаемой. Но ведь решили. И сейчас можно что-то сделать… Если создать соответствующие условия для ученого Грабового.
Но, чтобы окончательно пойти на это, надо посоветоваться с народом. Социологический центр Левады мог бы предложить расставить знаки препинания во фразе «Перезахоронить нельзя воскресить». Я уверен в народе: он скажет так, как сказано мной (см. заголовок) . Я не уверен в Грабовом.
В гостях у Малахова вероучитель на предложение воскресить В.И. не сказал «Нет». Но и не выразил готовность осуществить мечту миллионов. И мне понятно: почему.
Он ведь сам собирается баллотироваться в 2008-м на высшую должность.
Грабовому мало быть Господом Богом, ему еще хочется быть немножечко президентом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции