Политический обозреватель РИА «Новости» Юрий Филиппов.
Президент России Владимир Путин внес в Государственную Думу законопроект, согласно которому партии, победившие на региональных выборах, смогут предлагать президенту кандидатуры на пост руководителя региона. О том, что такая новация будет предложена, Путин объявил еще в апреле, обращаясь с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию. Тогда это прозвучало как сенсация, однако в действительности этот шаг является логичным развитием двух взаимосвязанных внутриполитических процессов, которые в последние годы в России являются определяющими: отладки «исполнительной вертикали» и укрепления многопартийной системы.
После того как Федеральное Собрание в конце прошлого года утвердило предложенную Владимиром Путиным новую схему наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации, на президента страны легла дополнительная, весьма большая, и, вероятно, не вполне оправданная ответственность. По сути, ему почти не было оставлено права на ошибку – если предложенный им кандидат в губернаторы по каким-то причинам не справился бы с работой, вина за это косвенно ложилась бы и на президента. При этом очевидно, что аппарат кремлевской администрации не в состоянии гарантировать стопроцентное «качество» того или иного кандидата. Кроме того, даже если бы такая цель и была бы перед ним поставлена, это означало бы, что администрация президента волей-неволей должна превратиться в огромный общероссийский «отдел кадров», а это явно не отвечает ее основным задачам.
Другая группа рисков связана с прохождением президентских кандидатур через региональные законодательные собрания. Хотя с начала текущего года уже два десятка президентских кандидатов без осечек получили «добро» региональных законодателей, теоретически возможность «пробуксовки» по-прежнему существует. И если такой случай вдруг где-то произойдет, это приведет к региональному политическому кризису, эхо которого может отозваться и на федеральном уровне.
Привлечение политических партий к процедуре наделения полномочиями глав регионов должно стать стабилизатором, избавляющим российскую политическую жизнь от таких ненужных кризисов с участием президента. Самим политическим партиям этот новый институт как минимум поможет «расправить крылья».
Несколько лет российские политики обсуждают возможность формирования федерального правительства партией, победившей на выборах в Государственную думу. «Сухой остаток» этих дискуссий сводится к тому, что в полной мере взять на себя ответственность за все правительство ни одна российская партия пока не готова. Дело в том, что, выдвинув кандидатуру премьера, и сказав таким образом «а», партии-победительнице, следуя логике вещей, придется говорить «б» и выдвигать кандидатуры остальных министров, а затем и брать на себя весь процесс назначения кадров на федеральные посты. В противном случае право выдвижения главы правительства останется декларативным – есть ли смысл назначать одного премьер-министра, если судьба назначений и отставок всей его команды останутся в руках президента?
Новая процедура назначений глав регионов с участием партий может стать тем испытательным полигоном, на котором, вероятно, можно будет опробовать и будущую процедуру формирования партиями федерального правительства. Ведь губернатор – кандидат победившей партии будет приходить на новую должность не один, а с собственной командой, которую он назначит сам, очевидно – при участии представителей партии, выдвинувшей его на высокий пост.
Таким образом, «партийные правительства» уже в скором времени могут появиться в целом ряде регионов России. Это будут правительства «двойной ответственности» – с одной стороны, перед президентом, с другой – перед избирателями. Безусловно, на первых порах лидерство здесь достанется «Единой России», которая на сегодняшний день находится в наилучшей электоральной форме. Однако поскольку «цена победы» на региональных выборах для партий значительно возрастает, острейшая конкуренция не заставит себя ждать. Это справедливо как для относительно устойчивых партий-оппозиционеров, таких как коммунисты, «Родина», либеральные демократы Жириновского, так и для партий либерального толка – Союз правых сил и «Яблоко», оказавшихся за бортом Государственной думы. Предложенная президентом Путиным новая процедура назначения губернаторов может стать для них источником «второго дыхания».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции