Александр Шатилов, эксперт Центра политической конъюнктуры России – РИА "Новости".
Несмотря на череду политических переворотов и «оранжевых революций», прокатившихся по странам СНГ, на постсоветском пространстве еще остались определенные «территории стабильности». К такого рода анклавам можно отнести и Казахстан, где позиции действующей власти представляются достаточно прочными.
При этом важно отметить, что в республике (в отличие, например, от соседних Узбекистана и Туркмении) нет жесткого авторитарного режима, наличествуют все элементы современной демократии, официально существует оппозиция.
Тогда возникает вопрос, за счет чего президенту Нурсултану Назарбаеву удается сохранять власть с 1990 г., и почему отсутствует реальная альтернатива его политическому и экономическому курсу?
Прежде всего, необходимо сказать, что действующий президент Казахстана ведет крайне осторожную и продуманную внутреннюю и внешнюю политику. Так, он достаточно умело сочетает элементы рынка и плановости в экономике республики, аккуратно борется с противниками, делая ставку не на прямую силу, а играя, прежде всего, на противоречиях в самом оппозиционном лагере. Что касается международных отношений, то здесь Назарбаев также достаточно успешно применяет тактику лавирования. Оставаясь одним из наиболее последовательных приверженцев СНГ, он, тем не менее, ухитрился не испортить отношений и с другими влиятельными «игроками» на казахстанском политическом и экономическом поле - США и одновременно Китаем.
Здесь, кстати, нельзя не отметить, что, несмотря на официально декларируемую дружбу с Россией, официальное руководство Казахстана участвует в «проамериканском» каспийском проекте, который имеет целью пустить нефтяные потоки в обход России. Тем не менее, такое желание «команды Назарбаева» диверсифицировать риски вполне объяснимо. В настоящий момент России крайне сложно играть в «большую игру» на постсоветском пространстве, и наиболее дальновидные руководители бывших советских республик, не желая рвать с ней связи, вынуждены «тянуть время» и выживать самостоятельно.
Помимо всего вышесказанного необходимо отметить тот факт, что действующий президент РК сумел сохранить единство правящей элиты, не допустить возникновения в ее рядах «внутренней оппозиции» и альтернативных лидеров вроде Виктора Ющенко. При этом местная политическая специфика неизменно приводит к тому, что все противники действующей власти оказываются «ненасильственно» вытеснены на периферию политической жизни республики и оказываются без серьезных ресурсов для продолжения борьбы.
Также можно признать, что лидер Казахстана пользуется значительной поддержкой среди населения республики, вне зависимости от национальной принадлежности. Конечно, против него периодически выступают как казахские националисты, так и русскоязычные североказахстанские сепаратисты, тем не менее, большинство жителей республики воспринимают его как «своего». Показательно, что в ходе нынешней избирательной кампании поддержку ему выразили как русская община Казахстана, так и руководители исламского движения «Ак Орда». При этом и те, и другие отмечают присущую Назарбаеву толерантность в области межнациональных отношений.
Духовные авторитеты республики также на стороне Назарбаева. Так, один из «отцов» казахской поэзии и известный правозащитник Олжас Сулейменов выразил ему свою поддержку и одновременно подверг резкой критике действия украинцев - «оранжевых революционеров Майдана».
Правда, иногда многочисленные репортажи местных СМИ о всенародной «единодушной» поддержке казахстанского президента со стороны общественных организаций, заводов, фабрик, профсоюзов и т.д., могут вызвать некоторые ассоциации с недавним советским прошлым, но, тем не менее, нельзя не отметить, что большинство таких заявлений искренни и обусловлены вполне рациональной заинтересованностью в продлении властных полномочий «мудрого Нурсултана Абишевича».
Поэтому, несмотря на то, что число кандидатов на пост президента Казахстана достигло 14 человек, реальных шансов у большинства из них нет даже для преодоления 5% барьера. Основным же соперником Назарбаева считается лидер местной оппозиции, экс-глава Мажилиса (нижней палаты парламента) и бывший генпрокурор страны Жармахан Туякбай. Но и его перспективы также представляются весьма сомнительными. По сравнению с президентом РК он менее ярок как политик, не имеет репутации «пострадавшего за правду», не обладает значимыми информационными и административными возможностями. Кстати, некоторые эксперты не исключают того, что он является «подставной фигурой» и заранее заготовленным «спарринг-партнером» власти.
Кроме него есть и другие претенденты на 2-е место, которые также будут «раскалывать» оппозиционный электорат.
К таковым можно отнести лидера партии «Ак жол» («Светлый путь») Алихана Байменова, депутата Мажилиса Ерасыла Абылкасымова, выдвинутого Коммунистической народной партией, и сенатора Уалихана Кайсарова.
Силовой сценарий развития событий также маловероятен. Оппозиция в Казахстане является весьма рыхлой, у нее нет ярко выраженного «революционного» лидера. Силовые структуры находятся под жестким контролем действующей власти и при необходимости могут быть задействованы для «восстановления порядка». А что такой приказ в чрезвычайной ситуации поступит – сомневаться не приходится. Назарбаев, несмотря на свою политическую гибкость и прагматичность, известен готовностью принимать жесткие решения и брать всю полноту ответственности на себя.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции