Политический обозреватель РИА "Новости" Василий Кононенко.
Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев, выступил с сенсационным заявлением. Коррупция из локальной угрозы превратилась в опасное транснациональное явление, затрагивающее экономику всех стран СНГ. Эта констатация из уст министра прозвучала на заседании Совета глав МВД стран Содружества в Ереване. Откровения главного милиционера России можно было бы истолковать как «ПР» или превентивную меру собственной защиты от возмущенных граждан и сгущающихся над его головой грозовых туч со стороны Кремля. Ведь не проходит и недели без громких разоблачений и спецопераций в системе МВД, в результате которых выявляются так называемые «оборотни в погонах», банды убийц, грабителей, мошенников, занимающихся угонами автотранспорта, не говоря о почти тотальном взяточничестве на автодорогах. Тем не менее, признания Нургалиева все же не укладываются в рамки компании по наведению порядка в отдельно взятом ведомстве. Судя по всему, в стране параллельно с наведением порядка в сфере сбора налогов разворачивается масштабная работа по пересмотру всех составляющих жизни российского чиновничества, которые создают питательную среду для расцвета коррупции.
В середине сентября с резким заявлением по этой проблеме выступил и президент Владимир Путин. На совещании с руководителями регионов Южного федерального округа он заявил, что на Юге России процветает коррупция и клановость, что сковывает деловую жизнь региона. "Это проблема не только Юга, но и всей страны», - сказал он. На днях было обнародовано решение правительства о том, что все законопроекты и нормативные акты отраслевых министерств и ведомств будут проходить антикоррупционную экспертизу, причем с участием независимых экспертов.
На столь неординарные меры власти пошли потому, что с каждым годом со стороны бизнеса и простых граждан увеличивается поток жалоб на несовершенство принимаемых законодательных актов и беспредел бюрократии. Выборочная проверка показала: как правило, коррупционные возможности закладываются со стороны самого ведомства, которое участвует в разработке закона. А, например, при проверке поправок в закон «О лекарственных средствах» независимая экспертиза показала, что в документе лишь одна норма не вызывала опасения в ее коррупционной направленности. Что касается законодательной ветви власти, то там на протяжении многих лет, по свидетельству многих депутатов, устанавливаются «негласные тарифы» на взятки. Скажем, принятие нужного закона может составить миллион и более долларов, важная поправка – от десятков до сотен тысяч долларов. Значимый запрос в Госдуме этого созыва, стоит не меньше 7-10 тысяч долларов. Технология действий сенаторов несколько иная. Там лоббисты группируются, создают своего рода «ударную группу». Причем за запрос стоимостью несколько тысяч долларов сенаторы не возьмутся. Расценки – выше на порядки. По данным Национального антикоррупционного комитета ежегодный оборот от ходатайств депутатов на имя высокопоставленных чиновников исчисляется многими миллиардами рублей.
Проведенные опросы бизнесменов средней руки в Москве, где зарегистрирована примерно четверть всех предприятий подобного уровня, "отступные" чиновникам разного ранга составляют не менее 600 миллионов долларов ежемесячно, или более 7 миллиардов ежегодно. А по признанию Министра экономического развития Германа Грефа, размеры взяток на рынке строительства жилья составляют 3,5 миллиарда долларов в год.
Одним из первых начинаний в этом направлении премьера Михаила Фрадкова заключалось в том, что было принято решение повысить зарплаты чиновникам в 2-3 раза. Однако, уже спустя год стало ясно, что эта мера не принесла ощутимых результатов. В ходе административной реформы началась дискуссия: бороться с коррупцией силовыми методами или нужно создавать экономические условия? Постепенно сформировалась убежденность в том, что нужен комплексный подход и выделено, как минимум пять направлений борьбы с коррупцией. Это - резкое ограничение роли государства в экономике, жесточайшие уголовные наказания за взятки, повышение зарплаты чиновникам, социальные гарантии госслужащим, размещение видеокамер не только в служебных кабинетах, а везде, где происходит контакт чиновника с представителями бизнеса. И все же, перечисленные способы борьбы с коррупцией не принесут желаемых результатов, если государственными руководителями разного уровня не будет проявлено достаточной политической воли, а также не будет создана атмосферы нетерпимости к фактам взятки. Эта задача - вряд ли осуществима в короткий промежуток времени.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции