110 лет назад (1895) назад умер Луи ПАСТЕР (1822-1895), французский микробиолог и химик, основоположник современной микробиологии и иммунологии
Пастер был сыном кожевника. Детство его прошло в маленькой французской деревушке Арбуа. В детстве Луи увлекался рисованием, был отличным учеником. Он закончил коллеж, а потом - педагогическую школу. Карьера педагога привлекала Пастера. Ему нравилось учить, и он очень рано, еще до получения специального образования, был назначен помощником учителя. Но судьба Луи резко изменилась, когда он открыл для себя химию. Пастер забросил рисование и посвятил свою жизнь химии и увлекательным опытам. В 1857 году Пастер доказал, что брожение - не химический процесс, как принято было тогда думать, а биологическое явление, являющееся результатом жизнедеятельности микроскопических организмов - дрожжевых грибков. Пастер нашел, что существуют организмы, которые могут жить без кислорода. Они называются анаэробными. Представители их - микробы, вызывающие масляно-кислое брожение. Размножение таких микробов вызывает прогорклость вина и пива.
В 1864 году Пастер приступил к изучению вопроса возникновения болезней вин. Он обнаружил, что микроорганизмы, открытые два века назад голландским шлифовальщиком стекол Антони Левенгуком, являются причиной порчи продуктов. Результатом его исследований явилась монография, в которой Пастер показал, что болезни вина вызываются различными микроорганизмами, причем каждая болезнь имеет особого возбудителя. Он спас от разорения виноделов Франции, указав, что вино превращается в уксус под воздействием бактерий, вызывающих брожение вин и, что достаточно нагреть вино до 60°, чтобы потом можно было хранить его в хорошо закупоренных бутылках неограниченное время. Этот метод, получивший по имени ученого название пастеризации, широко используется в пищевой промышленности. Это же открытие имело другое важное последствие: на его основе медик Листер из Эдинбурга разработал принципы антисептики во врачебной практике. Это позволило врачам предупреждать заражение ран путем использования веществ (карболовой кислоты, сулемы и др.), убивающих гноеродные бактерии.
Пастер считал, что микробы, ко всему прочему, являются еще и возбудителями болезней. Серия его многочисленных опытов была посвящена изучению микробов сибирской язвы, от эпидемии которой в то время страдали французские скотоводы. Он обнаружил, что животное, раз перенесшее эту страшную болезнь и сумевшее ее перебороть, больше не подвержено опасности заболевания: оно приобретает иммунитет к микробам сибирской язвы. Следующий шаг заключался в том, чтобы научиться вводить животным ослабленные болезнетворные бактерии, которые вызывают легкую, не смертельную форму болезни. У животного, перенесшего такую легкую болезнь, вырабатывается устойчивый искусственный иммунитет, и настоящая сибирская язва больше ему не страшна. Это был первый серьезный шаг в истории вакцинации.
Величайшим открытием Пастера было создание вакцины против бешенства. Говорят, что в детстве Луи был свидетелем страшного события: бешеный волк покусал нескольких жителей его деревни. Несмотря на прижигание ран, походившее на пытки, все пострадавшие скончались в мучениях. И вот в 1885 году, через пятьдесят лет после этого события, в лабораторию великого химика прибывают девятнадцать крестьян из России, побывавших в зубах бешеного волка. Пятеро из них были сильно истерзаны и едва держались на ногах. Времени от момента возможного инфицирования прошло слишком много. Но Пастер все же идет на риск и начинает вакцинацию ускоренным темпом. Ему не удалось спасти лишь троих из девятнадцати обреченных людей. Этот случай потряс мир, и восторженные почитатели Пастера со всего мира перечислили несколько миллионов франков на строительство лаборатории для ученого. Однако поработать в новой лаборатории Пастер не успел. Он умер в 1895 году после сорока лет непрерывной работы. Пастер создал мировую научную школу микробиологов, многие из его учеников впоследствии стали крупнейшими учеными. В то время почти все русские микробиологи ездили работать к Пастеру, а позже в его институт в Париже.
11 лет назад (1994) в Балтийском море затонул грузопассажирский паром «Эстония», погибли 852 человека
В ночь на 28 сентября 1994 года в Балтийском море затонул грузопассажирский паром «Эстония», совершавший рейс между Таллинном и Стокгольмом. Это - крупнейшая катастрофа в Балтийском море, в результате которой погибли 852 человека (спаслись 137). Паром, построенный в 1980 году в Германии, был рассчитан на две тысячи пассажиров и 460 легковых машин. Международная комиссия по расследованию обстоятельств гибели «Эстонии» пришла к выводу, что причиной катастрофы явились конструктивные недостатки носового люка, слишком большая скорость и сильный шторм. В 1995 году Швеция, Финляндия и Эстония подписали соглашение об объявлении корпуса парома братской могилой без права обследования и ведения каких-либо работ. К соглашению также присоединились Дания, Великобритания, Россия и Латвия.
Существует и другая версия гибели парома. В 1999 году комиссия экспертов, работавшая по заказу немецкой верфи «Майер-верф», где была построена «Эстония», сделала заключение о том, что причиной катастрофы было использование взрывных устройств. Как заявил председатель группы экспертов Вернер Хюммель, паром был взорван, по всей вероятности, российскими спецслужбами, чтобы предотвратить контрабандный вывоз на Запад некоего сверхсекретного оружия, украденного во время вывода российских войск с военных баз в Эстонии. Международная комиссия эту версию опровергла.
89 лет назад (1916) родилась Ольга Васильевна ЛЕПЕШИНСКАЯ, звезда советского балета, педагог, народная артистка СССР
Окончила Московское хореографическое училище. В 1933-1963 годах - артистка балетной труппы Большого театра. Дебютировала в партии Лизы («Тщетная предосторожность» Гертеля), затем исполнила ведущие партии: Суок («Три толстяка» Оранского), Аврора («Спящая красавица» Чайковского), Маша («Щелкунчик» Чайковского), Китри («Дон Кихот» Минкуса) и др. Обладая драматическим дарованием, заразительным темпераментом, виртуозной техникой, Лепешинская расширила выразительные возможности классического танца. Артистке были доступны как комедийные, так и драматические партии. Среди лучших работ: Золушка (одноименный балет Прокофьева), Жанна («Пламя Парижа» Асафьева), Тао Хоа («Красный мак» Глиэра), Сванильда («Коппелия» Делиба), Мирандолина («Мирандолина» Василенко) и др. В период Великой Отечественной войны выступала на фронте со специально созданными для нее концертными программами.
С 1963 по 1992 год работала педагогом классического балета в СССР, а также Швеции, ЮАР, Италии, Китае, Франции, Японии, Германии, Венгрии, Норвегии. Ольга Лепешинская - президент Российской хореографической Ассоциации, председатель Государственной экзаменационной комиссии Российской Академии театрального искусства, действительный член Академии творчества, член-корреспондент Академии искусств Германии. Лауреат государственных премий СССР, награждена орденами Ленина, Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «За заслугами перед Отечеством» III степени, многочисленными иностранными орденами и медалями. 16 мая 2004 года О.Лепешинской вручена награда Фонда Улановой - «За беззаветное служение искусству танца».
52 года назад (1953) Н.С.ХРУЩЕВ избран первым секретарем ЦК КПСС
Никита Хрущев родился 5 апреля 1894 года в селе Калиновка Курской области в семье шахтера. Получив начальное образование, работал пастухом, слесарем. Состоял в профессиональных союзах, участвовал в рабочих стачках. В годы гражданской войны воевал на стороне большевиков. В 1918 году вступил в коммунистическую партию. В начале 1920-х годов работал на шахтах, учился на рабочем факультете Донецкого индустриального института. В дальнейшем занимался хозяйственной и партийной работой в Донбассе и Киеве. С января 1931 года находился на партийной работе в Москве. В годы второй мировой войны Хрущев занимал пост политического комиссара высшего ранга (члена военных советов ряда фронтов). В первые послевоенные годы возглавлял правительство на Украине, в декабре 1947 года стал первым секретарем ЦК КП(б)У; занимал этот пост до своего переезда в Москву в декабре 1949 года, где стал первым секретарем Московского комитета партии и секретарем ЦК ВКП(б). После смерти Сталина между Хрущевым и Маленковым (избранным ближайшим окружением умершего вождя первым секретарем ЦК) развернулась бескомпромиссная борьба за власть. Маленков был отстранен от руководства партией. 28 сентября 1953 года первым секретарем ЦК КПСС был избран Никита Хрущев.
Один из инициаторов «оттепели» во внутренней и внешней политике, реабилитации жертв репрессий, Н.С.Хрущев предпринял попытку модернизировать партийно-государственную систему, ограничить привилегии партийного и государственного аппарата, улучшить материальное положение и условия жизни населения, сделать общество более открытым. На XX (1956) и XXII (1961) съездах КПСС он выступил с резкой критикой так называемого «культа личности» и деятельности Сталина. Однако сохранение в стране тоталитарного режима - подавление инакомыслия, расстрел рабочих демонстраций (Новочеркасск, 1962 год), произвол в отношении интеллигенции, вмешательство в дела других государств (вооруженная интервенция в Венгрии) обострение военного противостояния с Западом (берлинский 1961 года и карибский 1962 года кризисы), а также политическое прожектерство (призывы «догнать и перегнать Америку!», обещания построить коммунизм к 1980 году) делали его политику непоследовательной. К началу 1964 года в СССР назрел острейший экономический кризис. С прилавков полностью исчезли мясные и молочные продукты, за хлебом стояли тысячные очереди. Серьезность положения осознавали многие партийные функционеры. Опасаясь массовых народных волнений, партийная верхушка приняла решение об отстранении Хрущева от власти. 14 октября 1964 года на пленуме ЦК КПСС Хрущев был снят со всех партийных и государственных должностей и отправлен на пенсию. Первым секретарем ЦК был избран один из организаторов отставки Хрущева - Л.И.Брежнев. Умер Н.С.Хрущев 11 сентября 1971 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. На его могиле скульптор Эрнст Неизвестный, подвергавшийся опале при Хрущеве, поставил памятник из черного и белого камня, что, по замыслу автора, символизирует неоднозначность личности Никиты Хрущева.