Рейтинг@Mail.ru
Возвращение шедевров Дрезденской галереи - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Возвращение шедевров Дрезденской галереи

Читать ria.ru в
Дзен
На минувшей неделе исполнилось 50 лет с того дня, когда СССР вернул в Дрезденскую галерею картины, которые стали трофеями Красной армии после разгрома гитлеровской Германии. В том далеком 1955 году никто не мог заставить СССР сделать что- либо против его воли. Я не даром употребил слово воля, потому что человек, который проявил волю и вернул Дрездену шедевры, был позднее обвинен как раз в избыточных проявлениях собственной воли, в спонтанности и непродуманности своих решений. Речь о тогдашнем лидере государства Никите Хрущеве...

Политический обозреватель РИА-Новости Анатолий Королев.

На минувшей неделе исполнилось 50 лет с того дня, когда СССР вернул в Дрезденскую галерею картины, которые стали трофеями Красной армии после разгрома гитлеровской Германии.

В том далеком 1955 году никто не мог заставить СССР сделать что- либо против его воли.

Я не даром употребил слово воля, потому что человек, который проявил волю и вернул Дрездену шедевры, был позднее обвинен как раз в избыточных проявлениях собственной воли, в спонтанности и непродуманности своих решений. Речь о тогдашнем лидере государства Никите Хрущеве.  Его обвинили и до сих пор обвиняют в том, что во время Карибского кризиса он чуть не развязал ядерную войну, что он отдал русский Крым Украине, что насаждал в холодном климате кукурузу, что разоблачил культ Сталина и тут же стал создавать свой собственный культ. Но его никогда не обвиняли в том, что он вернул Дрезденской галерее шедевры живописи, никогда.
Да, в его поступке видны уши расчетливого политика.

Хрущев надеялся заработать на этом решении политические дивиденды для стран социализма, желал продемонстрировать, что в соцлагере  узы дружбы важней низких материальных расчетов. Но кто кроме русских может с таким шиком сбросить с плеча соболью шубу в чужие руки. И хотя благородство все ж таки было отчасти тенью политической выходки, но говорить, что благородства не было вовсе - значит искажать моральный дух той давней истории.

До сих пор в судьбе Европы не случилось равного исторического жеста. Никто, например, не вернул ограбленной Греции Пергамский алтарь и фризы Парфенона, а Египту - сокровища Рамессидов.

Европейские музеи трясутся над каждым украденным камнем и каждым клочком похищенного пергамента.

Директор одного из американских музеев целых шесть лет не мог покинуть территорию США, потому что Франция требовала через Интерпол его ареста за покупку одной единственной картины, вывезенной из Франции контрабандой. А, принужденный судом вернуть Баварскому Государственному музею украденные американским солдатом в конце войны геммы, американский музей Метрополитен поставил условие, что никогда имя  музея не будет связано с возвращением вот этих произведений искусства. Речь идет о нескольких маленьких изображениях на камне, которые уместятся на одной ладони.

Широкий жест России до сих пор остается непревзойденным поступком.

Шедевры Дрездена были торжественно показаны в 1955 году Москве в ГМИИ имени Пушкина и толпы потрясенных людей, которые пришли увидеть и одновременно проститься навсегда с «Сикстинской мадонной» Рафаэля, с «Венерой» Джорджоне и «Динарием кесаря» Тициана придали этой гуманной акции святость народной воли.

Мы вернули в Дрезден 1240 произведений искусства!

А всего в ГДР было отправлено 1млн. 850 тыс. предметов искусства, плюс 71 тыс. книжных фондов и 3 млн. архивных дел.

А историческим фоном этой грандиозной акции была память о  кошмарной бомбардировке Дрездена, которую предприняли англичане. В ночь с 13 на 14 февраля 1945 года, когда Германия была фактически разгромлена, и не было никакой насущной необходимости в такой жестокой атаке, на город был совершен налет, в котором приняли участие 1400 бомбардировщиков. На Дрезден было сброшено 3749 тонн бомб, из них 75 % зажигательных. За первой волной, через три часа последовала второй удар авиации, а восемь часов спустя третий налет. Дрезден перестал существовать. Погибло 135 тысяч человек.

Пострадал и музей Цвингер (где хранилась коллекция). 197 картин погибли в огне.

Но и новая Россия может поспорить с СССР  в благородстве.

Освободившись от партийного ига, мы с наивностью счастья отказались от прежней практики секретности. Мы стали, например, издавать журнал «Трофеи», где показали массу предметов искусства попавших в страну после войны. Мы допустили к архивам всех желающих. Так, например, поляки опубликовали целый том о советских вывозах культурных ценностей. И с гневом осудили русское варварство.
А ведь эта книга стала возможной именно в результате открытой политики России, когда поляки получили доступ к рассекреченным архивам.

Мы думали, что наше благородство оценят.

И мы жестоко просчитались.

Недавний юбилей Победы СССР над фашисткой Германией вновь обострил отношения между музейщиками двух стран. Для предъявления претензий к России, в Германии созданы несколько общественных и государственных организаций. Составлен длиннейший список произведений утерянных Германией. Как заявляет немецкая сторона, в России хранится не менее 250 тыс. вещей попадающих под понятие перемещенных ценностей.

В последнее время Россия, наконец, начинает переходить от состояния глухой обороны в наступление. Наконец-то, подготовлены тома Сводного каталога культурных ценностей, - а это около полумиллиона единиц хранения, - утраченных в период второй мировой войны. Хотя исчерпывающего перечня и точного числа нет до сих пор.

Что ж, осталось его хотя бы издать.

Ясно, что немецкий и русский список потерь обещает нам бесконечную войну претензий, конца которой не будет.

Ясно и то, что давно пора ставить точку в этой войне.

Что ж, 50-летие возвращения картин Дрезденской галереи дают некоторые основания считать, что отношения между странами и ее музейщиками вышли на новый уровень. Только что было подписано соглашение о кооперации между московским музеем изобразительных искусств имени Пушкина и Генеральной дирекцией государственных и художественных коллекций Дрездена.

Речь идет о продолжении культурного сотрудничества и в частности о совместном издании переписки дрезденского музейщика Георга Троя с русским коллекционером, профессором Иваном Цветаевым, основателем музея в Москве.

Что ж, лед тронулся.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала