Политический обозреватель РИА-Новости Анатолий Королев.
Судебный конфликт между министром культуры РФ Александром Соколовым и бывшим министром, ныне главой Федерального агентства по кинематографии Михаилом Швыдким невольно привлек внимание общественности к положению дел в российской культуре.
Если на ситуацию взглянуть из центра, то вроде бы все приемлемо. В 2005 году на культуру из государственного бюджета было выделено 41,5 млд. Рублей, что на 16,9 млр. руб. больше чем в 2004 году. Мощной культурной акцией стало празднование 60-летия Победы над фашисткой Германией. Не остался в тени и столетний юбилей Михаила Шолохова, президент посетил станицу Вешенскую, родину донского гения. 750-летие Калининграда, отмеченное весной - еще одно событие в культуре России. На очереди 150-летие Третьяковской галереи и 200-летие музеев московского Кремля. И хотя наше пристрастие к круглым датам явный пережиток советского прошлого, тормозить культурную инерцию юбилеев, конечно, не стоит.
Из самых ярких конкретных дел министерства за минувшие полгода, пожалуй, надо отметить возвращение из США иконописного шедевра, чудотворной иконы Тихвинской Божьей матери, участие в 25 международном книжном салоне в Париже, - он был посвящен России, и прошел в высшей степени удачно, - и, пожалуй, решение о создании в стране института государственных экспертов. Это решение упорядочит, наконец, хаос на рынке антиквариата и поставит заслон подделкам.
Но стоит только перенести точку опоры для наших рассуждений, в провинцию, например в тот же юбилейный Калининград, как в оптимистическую бочку меда начинают капать капли дегтя. Все кто был в Калининграде, не мог не посетить главную достопримечательность бывшего Кенигсберга, исполинский протестантский собор на острове в центре города. Это у его стены похоронен великий философ Эммануил Кант. Почти 20 лет город своими силами восстанавливал из руин это величественное здание, взорванное в ходе боев 1945 года. У входа в храм помещена специальная доска, на коей перечислены организации и потраченные ими суммы, которые помогали Калининграду. В глазах рябит от немецких названий фирм, банков, федеральных земель есть и российские фирмы. Министерства культуры РФ - увы! - в списке нет. За все долгие годы строители и реставраторы не получили из Москвы ни одной копейки.
Кстати, еще одно историческое событие в русской культуре 2005 года, восстановление уникальной церкви Успения на Волотовом поле под Новгородом тоже осуществлено на немецкие деньги. Правда, труд архитекторов-реставраторов Виктора Красноречьева и Нинель Кузьминой был только что отмечен российской государственной премией.
Что ж, такие доски, как в Калининграде, наверное, можно расставить по всей стране.
Увы, практически весь бюджет на культуру России делится между двумя столицами Москвой и Санкт-Петербургом. По данным самого министерства - около 80%.
Два главных проекта года: строительство нового здания Мариинского театра в Петербурге по проекту Доминика Перро и реконструкция Большого театра, как две исполинские воронки вбирают в себя чуть ли не весь бюджет Министерства. И если блистательный проект Перро не вызывает ничего кроме восхищения – шутка ли, целый квартал над новым театром будет затянут ажурной сеткой! То реконструкция Большого уже вызвала скандал. Фирма, которая выиграла тендер на работу, - «Курортпроект» - вдруг запросила у Минфина на реставрацию 25 млрд. рублей. Сравните с бюджетом - это больше половины всех денег. Сейчас запрос генподрядчика направлен на независимую экспертизу.
Да, разумеется, денег на культуру в бюджете выделяется мало.В своем интервью «Итогам» министр культуры А.Соколов так и сказал: «Всем понятно, что истинные потребности культуры бюджетными возможностями удовлетвориться не могут». Да, это правда.
Но понятно и то, что постоянное из года в год перераспределение средств из бюджета только на нужды двух столиц привело провинциальную культуру в состояние упадка и забвения. Причем, для того, чтобы, например, в Перми, построить скромное здание для картинной галереи и освободить, наконец, занимаемое галереей помещение кафедрального собора или для того, чтобы облагородить исторический ландшафт Ярославля накануне грядущего 1000-летия, не нужны миллиарды. Нужна гибкая культурная политика и правильная - пусть точечная, пусть разовая, - но эффективная протекционистская практика.
Нет денег в бюджете. Но до сих пор нет и закона о меценатстве, который смог бы цивилизованным путем привлечь деньги от бизнеса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции