КАЛИНИНГРАД/МОСКВА, 15 авг - РИА "Новости". "Литовские железные дороги" с 15 августа увеличивают тарифные ставки за транзитные перевозки на калининградском направлении.
"Руководство КЖД получило уведомление от АО "Литовские железные дороги" об изменении с 15 августа 2005 года тарифных ставок за транзитные перевозки в Калининградскую область и из нее через Литву", - сказали РИА "Новости" в пресс-службе Калининградской железной дороги (КЖД).
По словам представителя пресс-службы, в перечень транзитных грузов, попадающих под повышающийся 15-процентный коэффициент, вошла практически вся основная номенклатура грузов, перевозимых на калининградском направлении: нефть и нефтепродукты, скоропортящиеся грузы и черные металлы.
"В общей сложности эти виды грузов занимают около 60% в общей структуре грузопотока Калининградской железной дороги", - заметил представитель пресс-службы.
"Одновременно в телеграмме, подписанной гендиректором АО "Литовские железные дороги" Йонасом Биржишкисом, говорится, что на перевозку сельскохозяйственной техники, сахара и цветных металлов предусмотрены понижающие коэффициенты 0,9. Однако такой подход не позволит грузовладельцам компенсировать рост затрат на перевозку в Калининград этих видов товаров, так как мера носит разовый характер и практически не влияет на общую структуру грузопотока", - объяснил собеседник агентства.
Он напомнил, что о намерении проиндексировать тарифы на калининградском направлении "Литовские железные дороги" заявили еще в марте текущего года. Позднее, после ряда консультаций с российской стороной, "ЛЖД" поэтапно вводили мораторий на повышение тарифных ставок - сначала до середины апреля, потом до 15 мая, 1 июля и начала августа.
"Тем не менее, рынок экспортных грузоперевозок практически сразу отреагировал на предполагаемую индексацию. В мае на Калининградской железной дороге отчетливо наметилась тенденция снижения грузооборота по основной номенклатуре грузов. Как следствие, по результатам мая и июня объемы перевозок черных металлов и нефтепродуктов, составляющих более половины от всего грузопотока на калининградском направлении, снизились соответственно на 22% и 10%", - заявил представитель КЖД.
По его словам, начиная со второй половины июля тенденция к снижению грузооборота на КЖД приобрела обратную динамику.
"Ежедневно стало увеличиваться количество вагонов, отгружаемых в адрес самой западной магистрали. Специалисты дороги даже делали прогноз о выходе по итогам месяца на такие же показатели грузооборота, как и в прошлом году. Однако сейчас, после утверждения "Литовскими дорогами" даты индексации, специалисты дорожного центра фирменного транспортного обслуживания КЖД прогнозируют новое и достаточно серьезное падение объемов перевозок на калининградском направлении", - сказал собеседник агентства.
Негативные последствия повышения Литвой тарифных ставок прогнозируют и другие грузоперевозчики Калининградской области. В частности, и.о. начальника морского рыбного порта Андрей Крайний считает, что России придется искать в сложившейся ситуации компромисс.
"Возможно, часть грузов придется отдать на Клайпедское направление, в таком случае нам не повысят тарифы", - заметил он. При этом он отметил, что транспортировка грузов в Калининград в обход территории Литвы будет экономически невыгодной.
"Если грузы везти транзитом через Латвию, то тогда транспортный крюк получается в два раза больше", - пояснил и.о. начальника рыбного порта.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин в июле высказывал мнение, что перераспределения объема перевозок после повышения стоимости транзита через территорию Литвы не произойдет.
По словам Левитина, он направил письмо литовской стороне о том, что при индексации стоимости железнодорожных перевозок с российской стороны не будет подниматься стоимость на пограничных переходах. По его словам, ответ литовской стороны состоял в том, что в связи с подорожанием нефтепродуктов и услуг в Литве повышается стоимость транзита, и это не является ответом на действия российской стороны. При этом министр отметил, что российские специалисты намерены проверить, как действительно повлияло соответствующее подорожание в Литве на увеличение стоимости транзита.