Рейтинг@Mail.ru
Интервью с замруководителя Росохранкультуры Александром Романенковым - РИА Новости, 06.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Интервью с замруководителя Росохранкультуры Александром Романенковым

Читать ria.ru в
Производство контрафактной продукции – это не российское изобретение. Контрафакт – это, как правило, обязательный атрибут любого мирового производства.

Интервью с заместителем руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) Александром Романенковым

Как вы оцениваете состояние рынка контрафактной продукции в России на сегодняшний день?

- Производство контрафактной продукции – это не российское изобретение. Контрафакт – это, как правило, обязательный атрибут любого мирового производства. Контрафактно производят многие виды продукции, в том числе лекарства, продукты питания, одежду, бытовые приборы, алкогольную и табачную продукцию, ювелирные изделия и многое, многое другое.

Большинство экспертов считают, что наибольшее количество контрафакта приходится на аудио- и видеопродукцию. А на втором месте лекарства...

- В марте-апреле этого года проводилась конференция, посвященная проблемам борьбы с производством контрафактной продукции. В одном из выступлений проводились данные о наличии на рынке различных видов контрафактных товаров. Конечно, данные такого рода не могут быть абсолютно точными, но они свидетельствуют о значительной доле контрафактой продукции среди таких продуктов как лекарства, алкогольная и табачная продукция, продукты питания, то есть тех товаров, которые пользуются стабильным ежедневным спросом.

Хотелось бы немного уточнить термины. Что значит контрафакт? Под термином контрафактная продукция принято понимать продукцию, произведенную и реализуемую с нарушением действующего законодательства. Разновидностью контрафактной продукции является производство фальсифицированной продукции, подделки под оригинальные товары. Например, это лазерные диски без указания товарного знака звукозаписывающей компании на пластмассовом футляре («Sony Music», «Warner Brothers»), без индивидуальной полиэтиленовой упаковки; алкогольная и табачная продукция, не содержащая акцизных марок на упаковке. Предположим, продается лекарство с указанием на упаковке наименования лекарства и его состава под маркой известной фирмы, а сам продукт, то есть это лекарство, не соответствует качеству продукта, производимого указанной фирмой.

На рынке аудиовизуальной продукции под словом «контрафакт» надо понимать продукцию, изготовленную с нарушением законодательства, в первую очередь закона о защите авторских прав. Без ведома правообладателей (авторов произведений, композиторов, авторских и исполнительских коллективов, наследников правообладателей, кинокомпаний и т.д.) производятся и продаются их произведения.

Имеются претензии к России, как стране, все более тесно входящей в мировое экономическое сообщество, связанные именно с нарушением авторских прав. Правообладателя фильма или музыки, созданных например, во Франции или в США, беспокоит именно неполучение им, правообладателем, авторского вознаграждения.

По данным Международной федерации производителей фонограмм (IFPI) – это орган, который объединяет достаточно большое количество производителей аудиовизуальной продукции в мире – в России производится примерно 7,3% контрафактной аудиовизуальной продукции от мирового производства. Наша страна не входит даже в первую десятку, там лидируют те страны, где контроль за соблюдением законодательства организован намного слабее, чем в России.

Но это не значит, что с этим бороться не нужно. В рамках межправительственных отношений вопросы соблюдения авторского права рассматриваются и координируются Российско-американской рабочей группой по защите интеллектуальной собственности. В декабре 2002 года при российском Правительстве была создана комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию. Она является координационным центром по борьбе не только с производителями контрафактной продукции, но и прочими нарушителями авторских, смежных, патентных и иных прав. В эту комиссию входят представители заинтересованных ведомств, на которых возложена обязанность контролировать соблюдение и использование права на интеллектуальную собственности в разных сферах деятельности. Например, Роспотребнадзор — в области потребительского рынка, МВД — в части уголовно наказуемых деяний, Роспатент — по защите патентов и товарных знаков. У Росохранкультуры тоже есть свое поле деятельности — сфера телекоммуникаций, средств массовой информации, а также контроль за изготовлением экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей. Это не только значимый, но и очень обширный участок работы, охватить который совсем не просто. В соответствии с нормативными документами Федеральная служба обязана выдавать лицензии на производство аудиовизуальной продукции – и в то же время должна контролировать лицензиатов на предмет соблюдения действующего законодательства, то есть бороться с производством контрафактной продукции.

В настоящее время в России насчитывается около 200 лицензиатов, которые производят весь перечень аудиовизуальной продукции: на магнитофонных кассетах, на DVD и CD, на видеокассетах, большинство из которых юридические лица. Как их разделить по влиянию на рынок? Примерно 30 заводов производят около 90% объема всей выпускаемой продукции. В настоящее время мы проводим проверки предприятий-лицензиатов и уточняем объемы выпускаемой ими продукции.

Итак, повторю: рынок наполняют 30 производителей. Остальные – это как правило организации, которые закупают множительную аппаратуру для производства продукции внутреннего потребления. Например, учебные заведения, которые делают сборники лекций на CD и DVD. Либо производственные компании делают рекламно-информационные материалы о своей деятельности.

За год деятельности Росохранкультуры нами проделана определенная работа по совершенствованию мер, направленных на борьбу с производством контрафактной продукции. Можно выделить три основных направления: подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства, совместные скоординированные действия структур исполнительной власти, осуществляющих в рамках своих полномочий деятельность по борьбе с производством и распространением контрафактной продукции, совершенствование системы контроля за деятельностью лицензиатов-производителей аудиовизуальной продукции. В частности нами отлажена система долицензионных проверок, и теперь перед выдачей лицензий рабочие комиссии проверяют соискателей на выполнение лицензионных требований. За 2005 г. мы проверили большинство предприятий, подавших заявление на получение лицензии.

Хочу отметить, что бум выдачи лицензий на аудиовизуальное производство прошел, пиковыми были 2002 и 2003 годы, когда соответственно было выдано 75 и 95 лицензий, в 2004 году было только 14 заявлений на получение лицензии, за семь месяцев 2005 года получено 19 заявлений.

А в чем причина нынешнего спада?

- Наиболее вероятной причиной является насыщение рынка. Строить новые предприятия по производству аудиовизуальной продукции становится экономически менее привлекательно, целесообразнее совершенствовать либо модернизировать действующее производство. Я хочу подчеркнуть, что уменьшение количества претендентов на получение лицензии ни в коей мере не вызвано какой либо ограничительной деятельностью по выдаче лицензий.

На Ваш взгляд, изменится или нет в следующем году ситуация с выдачей лицензий?

- Сложно сказать. Развитие данного бизнеса определяют несколько факторов. В первую очередь – это цена на сырье. В прошлом году цена на оптический поликарбонат существенно возросла и, естественно, это сразу же ударило по производителям.

Второй фактор – это научно-технический прогресс. Дело в том, что появляются новые виды носителей информации, например flash-плеер МP3. Обладателям таких прослушивающих устройств уже не нужны CD и DVD, так как качество и объем записи вполне хороший. Вспомните, как быстро шагнули на рынок те же лазерные диски, вытеснив  магнитофоны. Возможно, подобная участь ждет и лазерные диски, строить прогнозы при столь динамичном развитии информационных технологий весьма сложно.

Но диски формата МP3 тоже ведь являются контрафактными и их тоже подделывают...

- Естественно. Появляется новая технология, затем новый товар и как его неизменный спутник появляется товар контрафактный.

Александр Алексеевич, вот вы сказали, что для борьбы с контрафактом необходимо совершенствование законодательства. Как вы думаете, изменения следует ввести только в Положение о лицензировании?

- Конечно, нет. Кроме названного Вами Положения о лицензировании деятельности по воспроизведению аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей нужно корректировать и другие законодательные акты, регулирующие правоотношения при создании легального продукта, в том числе закон «Об авторском праве и смежных правах».

Сотрудничает ли ваша служба с Министерством внутренних дел и другими федеральными структурами?

- Безусловно, мы сотрудничаем с МВД. Есть опыт проведения совместных операций, когда наши сотрудники вместе с сотрудниками милиции участвовали в процессах проверки предприятий, где предположительно производилась контрафактная продукция. Это было в Ростове-на-Дону, на подмосковных предприятиях.

Другим направлением сотрудничества является обмен информацией.

Нам удалось наладить деловые контакты с МВД буквально в течение этого года, поскольку Росохранкультура была образована только в прошлом году. Идет становление нашей Федеральной службы и вместе с ним идет становление нормальных деловых отношений с МВД и другими федеральными структурами.

Росохранкультура на прошлой неделе подписала соглашение с Федеральной налоговой службой о совместных действиях в борьбе с производителями контрафактной продукции; у нас уже есть такое соглашение с Роспатентом, вскоре аналогичное соглашение планируется подписать с Федеральной таможенной службой, установлены конструктивные отношения с Роспотребнадзором.

Мы понимаем, что бороться с производством контрафактной продукции можно только объединив усилия различных структур, контролирующих всю цепочку – от ввоза сырья в Россию до сбыта такой продукции. Можно сказать, что сейчас идет становление такой системы взаимоотношений федеральных структур, когда борьба с контрафактом будет скоординированно производиться на каждом этапе производства, перемещения и реализации.

Известно, что скоро должно выйти постановление правительства РФ, которое ужесточает порядок лицензирования производства аудио- и видеопродукции. Хотя бы приблизительно известно, когда оно выйдет?

- Есть основания предполагать, что данное постановление выйдет в этом году. Изменения в Положение о лицензировании подготовлены и проходят стадию согласования.

На Ваш взгляд, рынок контрафактной продукции в России за последний год увеличился или сократился?

- Я думаю, что однозначно и правильно ответить на этот вопрос не сможет никто. Можно предположить, что процентное отношение легальной и контрафактной продукции не изменилось, но с расширением производственных мощностей и увеличением производства легальной продукции увеличилось в количественном измерении и производство контрафактной продукции. Пока расширяется производственная база и растёт общий объем продукции, то увеличивается и количество контрафакта.

А в перспективе, в частности, в следующем году уровень контрафакта останется таким же или еще больше увеличится?

- Надеюсь, что скоординированные действия всех федеральных структур позволят добиться реальных результатов по уменьшению количества контрафактной продукции.

На Ваш взгляд, какие-то еще меры борьбы с контрафактом, кроме совершенствования законодательства и кооперации всех федеральных структур, необходимо принять?

- На производство контрафактной продукции, в первую очередь, влияет спрос. Покупатель гораздо чаще покупает более дешевый продукт, зачастую даже уступающий по качеству. А котрафактная аудиовизуальная продукция, продающаяся с лотков и в киосках существенно, в разы, дешевле легальной. Покупательная способность населения такова, что только определенный процент населения может позволить себе приобрести легальный лицензионный диск ценою в несколько сот рублей. Большая часть населения способна купить только дешевый, контрафактный.

Поэтому одной из основных мер по борьбе с производством контрафакта считаю снижение цены легальной продукции до уровня контрафактной.

Ведь добились же производители фильма «Ночной дозор», чтобы на рынок вышли только лицензионные диски с данным фильмом. Цена легальных дисков была достаточно низкой, что сделало экономически невыгодным его контрафактное производство.

Вы сказали, что для борьбы с контрафактом необходимы определенные экономические условия, в частности, связанные со спросом. Как можно их достичь?

- Путем развития покупательной способности населения. Если человек способен купить дорогой лицензионный диск, он его купит; если он не имеет финансовых возможностей, он купит дешевый, контрафактный. Но это не значит, что нужно исключить другие методы борьбы с производством контрафактной продукции и ждать, пока экономическая ситуация в стране существенно изменится.

Интервью взял корреспондент РИА "Новости" Алексей Песляк.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала