Политический обозреватель РИА "Новости" Василий Кононенко.
Публичный скандал между двумя высокопоставленными российскими чиновниками – главой Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаилом Швыдким и его формальным начальником министром культуры РФ Александром Соколовым дошел до судебного разбирательства. В Таганском суде Москвы состоялись предварительные слушания по этому делу. Это – беспрецедентный случай в практике деятельности высших органов госвласти России.
Конфликт между бывшим и действующим министрами культуры возник после того, как Соколов в одном из телевизионных интервью обвинил ведомство Швыдкого во взяточничестве и коррупции. Причем дал понять, что в прежнем министерстве и нынешнем Федеральном агентства по культуре и кинематографии во главе с Михаилом Швыдким «берут взятки» на «всех этажах». Швыдкой подал иск в суд, потребовав публичных извинений от Соколова .
Скандал мгновенно перерос из частности в государственную проблему, что подтвердили источники в Правительстве РФ. Там полагают, что публичным выяснением отношений Соколов и Швыдкой портят репутацию министерства и нарушают общие принципы служебного поведения госслужащих. Вскоре появилась информация о том, что скандалистов могут попросить оставить свои должности.
Сейчас на всех уровнях признается наличие острой проблемы коррупции. Скорее всего, нужно бороться с условиями, которые создают возможности для коррупции.В этой связи эксперты вновь вспомнили о Кодексе поведения госслужащих РФ, который Госдума пыталась принять еще три года назад, но безуспешно.
Тогда многие депутаты, кстати, выходцы из класса чиновников, сослались на то, что в этом документе существуют «конструкции, не присущие нашему законодательству». Речь идет о юридическом понятии «конфликт интересов». То есть, чиновник не может быть назначен на должность в том случае, если будет выявлена так называемая «коррупционно-опасная ситуация», которая способствует использованию служебного положения в корыстных целях.
Возможно, пришло время, чтобы подобные законы вступали в силу после смены состава Госдумы и Совета Федерации. Кстати, в России уже есть положительный опыт в этом направлении. В некоторых регионах приняты указы «О Кодексе этики государственных служащих». А кандидаты в федеральные судьи с их согласия проходят проверку на «детекторе лжи» с тем, чтобы их личные интересы, финансовые и семейные проблемы, а также дурные пристрастия не смогли повлиять на надлежащее исполнение служебных обязанностей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции