НЬЮ-ЙОРК, 3 авг - РИА "Новости", Андрей Лощилин. В суде города Манассас (штат Вирджиния) во вторник начались слушания по делу Пегги Сью Хилт, обвиняемой в убийстве приемной дочери из России. Следующее заседание назначено на 4 октября текущего года, поскольку защита просит провести медицинское освидетельствование обвиняемой.
Погибшая девочка, Нина Хилт, урожденная Виктория Баженова, была гражданкой России и удочерена в одном из детских домов Иркутска.
Это убийство высветило комплекс проблем, связанных с усыновлением американскими родителями российских детей.
Возможно, ключевая из них заключается в том, что Соединенные Штаты не являются страной-участницей Гаагской конвенции о международном усыновлении 1993 года, предусматривающей существование национального надзорного органа, который следит за судьбой приемных детей.
Что же касается России, подписавшей этот документ в 2000 году, то она до сих пор его не ратифицировала.
В США отсутствует система федеральных органов по надзору за международным усыновлением, нет даже надзорных органов на уровне штатов. В этих условиях контроль за условиями жизни и воспитания приемных детей из России осуществляют консульства РФ в Соединенных Штатах, частные агентства по усыновлению и - в минимальной степени - государственный департамент США.
"По официальным данным, с 1991 года американцы усыновили более 43 тысяч детей, родившихся в России, - сказал РИА "Новости" вице-консул генерального консульства РФ в Нью-Йорке Александр Демкин. - В 90% случаев российские дети живут со своими приемными родителями вполне дружно и счастливо. Различные сложности и трения возникают в 10% усыновлений, но и они в большинстве своем в конечном итоге урегулируются".
"Для нас одна из главных проблем состоит в том, что в соответствии с американским законодательством об усыновлении от 2000 года при пересечении границы США усыновленные за рубежом дети автоматически становятся гражданами этой страны, - отметил Демкин. - До достижения ими 18-летнего возраста мы считаем их россиянами, но, задавая те или иные вопросы приемным родителям, зачастую слышим ответ: "Обращайтесь, пожалуйста, к нашему адвокату. Наш ребенок - гражданин США".
"Только четыре года вывезенные из России дети находятся под нашим контролем и надзором агентств по усыновлению, которые должны отослать четыре ежегодных отчета в российские органы опеки при министерстве образования и региональных департаментах образования, а также в госдепартамент США, - продолжил Демкин. - После четырех лет составления отчетов и проверочных посещений эти дети становятся обычными американцами и могут даже переусыновляться без уведомления российских органов власти и представительств. У нас, кстати, был такой случай".
"Мы обладаем определенными рычагами давления на те агентства по усыновлению, которые не выполняют в полном объеме свои обязанности: по нашим сигналам они могут лишиться и аккредитации на территории России, и американских лицензий, - сказал вице-консул. - К сожалению, на американском правовом поле наши возможности гораздо более ограниченны. Что же касается госдепартамента, то широкая степень законодательной автономии штатов не позволяет ему жестко контролировать ситуацию с усыновленными за границей детьми. Так, местная полиция легко может не предоставить внешнеполитическому ведомству информацию об инциденте с участием усыновленного ребенка из России, если решит придать ей (информации) статус закрытой".
По словам Демкина, российские консульства стараются делать все возможное для надлежащего надзора за приемными детьми из России, "но с учетом количества усыновляемых и наших весьма ограниченных ресурсов все проконтролировать просто нереально".
"Думаю, что США и РФ следует заключить двусторонние договоренности, которые бы реализовывались здесь в качестве общефедеральных законов и предусматривали надзор в отношении усыновленных детей вплоть до достижения ими 17 лет - например, со стороны государственного департамента", - отметил вице-консул.
За унификацию законов в сфере международного усыновления, а также за расширение контрольных функций местных органов власти в этой области ратовала в беседе с РИА "Новости" и директор регионального отделения обслуживания детей и семей Департамента социального обеспечения штата Нью-Йорк Патриция Шихи.
"Было бы логично, если бы подобными полномочиями были наделены мы, но для этого необходимо принятие соответствующего законодательства и дополнительное финансирование. Впрочем, контрольные функции может нести и госдепартамент, это не так уж принципиально, - сказала Шихи. - Но для того, чтобы минимизировать риски насилия в приемных американских семьях, нужно улучшить работу и на российской стороне. Там не всегда на должном уровне проводят необходимые психологические обследования детей и информируют об их медицинских проблемах усыновителей".
По мнению американских специалистов, многие привезенные в США из СНГ дети страдают, в частности, от последствий алкогольного синдрома.
Однако с этим мнением категорически не согласна работающая в агентстве по усыновлениям Bridge of Hope ("Мост надежды") врач Галина Цейкин.
"Случаи наследственного алкогольного синдрома у привозимых сюда из России детей составляют существенно менее 1%, - отметила она. - В подавляющем большинстве усыновляются здоровые дети".
"Хотелось бы обратить внимание на другой момент: в России разрешено независимое усыновление, дающее право приемным родителям усыновить ребенка самостоятельно. При этом варианте бывает, что не проводятся необходимые медицинские процедуры, в том числе психологическое тестирование потенциальных родителей. Из 13 усыновленных русских детей, погибших за последние 15 лет при различных обстоятельствах в американских семьях, только двое были усыновлены через агентства, остальные - независимо", - подчеркнула врач.