Обозреватель РИА «Новости» Петр Гончаров.
Победа на президентских выборах в Киргизии Курманбека Бакиева, даже с таким огромным отрывом от остальных кандидатов, была ожидаема многими в республике. Без малого 89 процентов избирателей, принявших участие в голосовании, отдали за него свои голоса, и при этом внутри страны эта цифра мало у кого вызывает сомнения. По мнению моих собеседников – представителей деловых кругов, среднего и крупного бизнса, политологов и экспертов, цифра 80-90 процентов отражает реальную ситуацию в обществе, подовляющая часть которого устала от эфемерных проектов и обещаний предыдущего режима. На сегодняшний день Бакиев и сотоварищи воспринимаются в республике как единственная команда, с которой ее население связывает какие-то планы на будущее. Поэтому победа конечно бесспорная, но не безоговорочная.
Впечатляющий успех Бакиева и его команды, в лице лидеров вчерашней, как принято считать «бархатной» оппозиции – это, прежде всего, огромный кредит доверия, полученный ими от подавляющей части населения Киргизии в надежде на перемены к лучшему. И кредит этот еще предстоит оправдать. Голосовали не только и не столько «за» Бакиева, сколько «против» вчерашнего «режима Акаева». Многочисленные свидетельства и заверения бывшего президента, его ближайших соратников и представителей политической элиты режима об исключительно «светском, демократическом и благополучном» развитии республики на деле оказались мифом. И это при том, что Киргизия в годы советского строя уже пользовалась славой «светской, продвинутой», с самодостаточной экономикой советской республики.
За пятнадцать лет, прошедших со времени обретения республикой статуса суверенного государства, особенно в последние десяток лет, задача повышения благополучия населения страны отошло на второй план, уступив место идее «укрепления демократии». На практике это обернулось страшнейшей коррупцией, безысходностью, бедностью, безработицей и другими факторами, всегда сопутствующими стагнации государственного аппарата.
Сегодня пенсия бывшего преподавателя Государственного университета, заработавшего всевозможные льготы и добавки к ней, колеблется в пределах тысячи – тысячи двести сомов, что равно 25 – 30 долларов США соответственно. И такая пенсия, позволяющая еле-еле сводить концы с концами, считается еще хорошей. Не лучше дело обстаит и с заработной платой, не говоря уже о том, что найти подходящую работу очень трудно. В Бишкеке, увеличение рабочих мест происходит исключительно за счет новой категории «рабочих» - «тачкистов», которые на своих тачках развозят товары на рынках. И это совсем не шутка, на этом строилась выборная программа одного из кандидатов в депутаты парламента на недавних парламентских выборах. Конечно, на общем фоне это частности, но целостная картина еще печальнее.
Ситуация, в которой оказались лидеры «народной революции», очень сложная. Экономика большей частью практически парализована, основные бюджетообразующие отрасли только готовятся к реанимации, государственная власть в значительной мере растеряла свой авторитет.
Главный вопрос, стоящий сегодня перед Бакиевым и его командой очевиден - как будет развиваться страна дальше? Сделает ли правительство ставку на новые займы и кредиты, как это делалось в течении пятнадцати последних лет, или же предпочтет изыскать иные пути к стимулированию национальной экономики?
Нынешнее руководство республики заявляет, что ориентировано на скорейшее возрождение традиционно приоритетных отраслей экономики, таких, например, как гидроэнергетика, развитию которой в Киргизии всегда придавали особое значение, сельское хозяйство, обеспечивавшее в былые времена до 60 процентов государственного бюджета, а ныне переживающее глубокий кризис, и, конечно, горнодобывающая промышленность.
Программа, по словам киргизских экспертов, в принципе «реальная». Другое дело, что Киргизии в одиночку, без помощи со стороны не обойтись. И потому местные эксперты не случайно задаются вопросм, на чью помощь будет теперь рассчитывать республика? По-прежнему на помощь Запада и США или же после 15-ти летнего неудачного эксперимента отдаст предпочтение более тесному региональному сотрудничеству, в частности, со странами ШОС?
Бакиев обещал нации улучшение жизни уже через три года. Такое, по мнению местных экспертов, возможно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции