Рейтинг@Mail.ru
К вопросу о Бабе-яге - РИА Новости, 06.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

К вопросу о Бабе-яге

Читать ria.ru в
Наконец-то мы сообразили, кто нам мешает устроить в России сказочно сладкую жизнь. Оказывается, сама сказка. В частности, про Водяного и про Бабу-Ягу. В Ярославле на днях открыли два музея, рассказывающие о житье-бытье этих давних знакомцев нашего детства. Дай, мол, детишек повеселим, туристов побалуем. Может, повалят толпами на наши ярославские земли. Не тут-то было. Начальство местной православной епархии встало на дыбы… ...Конечно, ярославский инцидент можно было бы счесть случайной осечкой излишне истовых чинов провинциальной епархии. Если бы не одно обстоятельство. Если бы схожие инциденты не происходили в последние месяцы с нарастающей и, честно говоря, пугающей регулярностью...

Наконец-то мы сообразили, кто нам мешает устроить в России сказочно сладкую жизнь. Оказывается, сама сказка. В частности, про Водяного и про Бабу-Ягу.

В Ярославле на днях открыли два музея, рассказывающие о житье-бытье этих давних знакомцев нашего детства. Дай, мол, детишек повеселим, туристов побалуем. Может, повалят толпами на наши ярославские земли.

Не тут-то было. Начальство местной православной епархии встало на дыбы. Не сметь героизировать плотоядных чудищ! Нельзя губить языческой нечистью детские, да и зрелые души!

Один очень высокий церковный чин толково объяснил суть греха, содеянного чересчур развеселыми ярославскими музейщиками. Дословная цитата:

- Под видом сказки нам предлагается совершенно антигуманное представление о реальности. Вспомните: образ Водяного просто страшен в русских сказках. Баба-Яга – это существо, которое поедало живых людей, которое отправляло их в печь... Прославлять существо, которое известно своим каннибализмом, - это по меньшей мере непедагогично.

Святой отец совершенно прав. Бабу-Ягу надо запретить как класс вместе с ее избушкой на куриных ножках, чтобы пугающий образ одноногой ведьмы не мешал детишкам выспаться к воскресной заутрене.

Вообще, я бы немедленно востребовал в церковь на покаяние большинство сказочных персонажей. В русском фольклоре полно существ, страдающих запущенным каннибализмом. Взять Серого Волка, жуткое существо, которое поедает по одной живой бабушке за раз и даже не облизывается. Не менее антигуманен Кащей Бессмертный, тоже знатный душегуб, да еще пропагандист крайне нездоровой для неокрепшего детского организма голодной диеты.

Более тщательное следствие могло бы вскрыть в сказках признаки группового преступного сговора. Скажем, не летает ли Иванушка-дурачок на той самой печи, куда Баба-Яга как раз и загружает тоннами живых людей?

Лучшим выходом для святых отцов Ярославля было бы, конечно, собрать все детские сказки воедино, да и сжечь, используя опыт кремации книг литератора Сорокина. То есть сотворить с Бабой-Ягой то, что она веками творила с прогрессивным человечеством.

...Конечно, ярославский инцидент можно было бы счесть случайной осечкой излишне истовых чинов провинциальной епархии. Если бы не одно обстоятельство. Если бы схожие инциденты не происходили в последние месяцы с нарастающей и, честно говоря, пугающей регулярностью. Похоже, от Москвы до самых до окраин  воинственное, фундаментальное православие идет крестовым походом на светскую жизнь, порой вовлекая в свой марш оробевшее государство.

Судите сами:

Московский городской суд только что отказался отменить обвинительный приговор организаторам выставки «Осторожно, религия!». Именитых правозащитников - директора общественного центра имени Сахарова Юрия Самодурова и его коллегу Людмилу Василовскую по-прежнему предлагается считать виновными в «разжигании религиозной вражды». Посмели устроить выставку атеистического искусства – вот вам каждому по судимости, да еще по 100 тыс рублей штрафа.

Вердикт тут же принят кое-кем из православных как руководство к действию. На выставке «Арт-Москва» верующий окатил кислотой картину художника Александра Косолапова. Не понравилась, нет у автора к кому надо пиетета.
В Архангельске местная епархия запретила проводить вернисаж, потому что опять не понравилось. На этот раз афиша дрянь, не хватает благочестия.

Перед премьерой балета «Распутин» у театрального подъезда тоже собралась рассерженная толпа фанатов от православия. Что-то в спектакле бесом попахивает.

От всего этого у многих российских интеллигентов возникает тягостное ощущение «дежа вю». Помним мы гонения на творцов искусства, бросающих вызов господствующей идеологии, не забыли. И как бульдозерами - по выставке авангардистов, и как фарисейством писательских собраний - по «Доктору Живаго».

Но вот он, парадокс новой и, говорят, демократической России. В качестве всемогущего высшего разума, пытающегося сковать свободу выражения, сегодня выступает уже не идеология коммунизма, а битая-перебитая тем же коммунизмом наша бедная мученица – церковь.

Не тревожный ли это признак церковного бумеранга? Иначе говоря, непомерно нарастающей мощи и влияния некогда униженной православной религии в светском, судя по конституции, государстве?

Интересно также понять, в какой степени эти претензии на контроль за культурой и обществом исходят от стихии рядовых, хотя и, быть может, излишне экзальтированных прихожан, а в какой отражают – и отражают ли? – сознательную волю высшего духовенства.

На кое-какие мысли по этому поводу наводит нынешний скандальный конфликт между Московской Патриархией и музыкальной школой имени Сергея Ивановича Танеева, знаменитого русского композитора, просветителя и педагога.

Маленький пролог. В 1943 году Сталина обуял приступ щедрости – он подарил усадьбу московских мещан Протопоповых, что в доме №5 по Чистому переулку, Патриархии. Вождь, видимо, рассматривал церковную власть как нормальное советское учреждение. Усадьба была экспроприирована большевиками, хозяев скорее всего расстреляли. Но святых отцов тогда это не смущало. Есть дом - будем жить.

Все было тихо до наших славных демократических времен, когда в ведении Московской Патриархии вдруг оказалось около 600 церквей вместо 44, как это было при советской власти. Огромным хозяйством надо управлять. Завхозам, пусть и в рясах, надо где-то сидеть.

Руководствуясь этими соображениями, Патриархия обратилась к мэру Москвы: отдайте нам, Юрий Михайлович, два домика поблизости - №7 и №9. Иначе говоря, подарите нам родовое поместье Сергея Танеева, где сейчас находится лучшая детская музыкальная школа столицы. Причем, изгнать 285 учеников, как и саму память Танеева из исторических стен предложили в канун 150-летия знаменитого музыканта. Юбилей будет отмечаться по решению ЮНЕСКО в 2006 году. Словом, нашли место и время.

В ответ десятки светил русской культуры - в их числе Николай Петров, Никита Михалков, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Максим Венгеров - написали письмо мэру с просьбой не рубить сплеча по скрипкам и флейтам.

Вообще, все это плохо укладывается в голове. Музыка, она ведь сродни вере божьей. Тоже настраивает струны сердец, тем более детских, на высокий духовный лад. Тоже занимается воспитанием  в человеке чувства красоты всего сущего, учит выбору в пользу нравственности и морали. Чего же Патриархии, казалось бы, делить с музыкальной школой?

Только недвижимость. Похоже, не Его Святейшеству Патриарху – он наверняка об этом не очень информирован, - а кому-то в его близком круге явно мало тех 600 храмов, вдруг  оказавшихся у Патриархии на руках. Мало сотен церквей Подмосковья, полуразрушенных, необитаемых, взывающих о возрождении и заботе. Обиходуй – не хочу.

Нет, подавай нам чужую недвижимость, которая никогда в жизни не была владением церкви. Как будто не сказано в Святой книге: «И поставь преграду в гортани своей, если ты алчен». (Пр. 23:2)

Многое проясняет удивительное по наивной откровенности замечание пресс-секретаря Московской Патриархии, оброненное им на страницах «Известий»:

«По сравнению с тем, чем стал XX век для Русской православной церкви, возвращенное ей государством – почти ничто, меньше процента, - щелкает на счетах святой отец. - Государство и общество только начали расплачиваться с Церковью».

Вдумаемся в этот пассаж. Устами пресс-секретаря церковь алкает компенсации не только от государства (оно, между прочим, тоже уже управляется не из ЦК КПСС), но от всего общества, как бы противопоставляя себя остальному люду. Ходишь не в рясе – плати.

Напрочь забыта, затеряна среди процентов та истина, что за годы советской власти светская культура пострадала не меньше, чем культура религиозная. Да, в воздух тогда взлетали храмы. Но сносились бульдозерами, измельчались в кирпичную крошку и тысячи памятников истории и архитектуры.

А за это с кого прикажете требовать компенсацию? С тех же учеников детской школы имени Танеева?

После семи страшных для русской православной церкви десятилетий, когда в монастырях устраивались конюшни, а атеизм принудительно вытеснял религию из умов и душ, для веры наступило, казалось бы, время поразительного возрождения. По выходным в церквях негде яблоку упасть. Государственные мужи самого высокого ранга толпятся со свечками у алтаря, терпеливо дожидаясь, пока телекамера разнесет эту умильную картинку по всей стране.

Ликует и официальная статистика. С конца 80-х годов число россиян, считающих себя верующими, подскочило более чем в 3 раза. В 1986-м их насчитывалось 16% от населения России, сегодня – около 50%.

В условиях вакуума национальной идеологии церковь все больше входит во вкус своего настоящего призвания - хранительницы семейных ценностей и моральных устоев. В конечном счете православие воспринимается сегодня чуть ли не как единственная сила, сплачивающая нацию в единое целое.

Радоваться этому надо бы. Аплодировать от всей души. Да только одновременно происходит, как кажется значительной части российской интеллигенции, нечто весьма мрачное – влияние православия рвется к опасной для светского государства черте. При каждом удобном случае церковь пытается играть ту руководящую и направляющую роль, какую в СССР играла компартия.

Над Россией летит-свистит святой бумеранг. Желание выбить из общества некую компенсацию за обиды прошлого рождает слой церковников, чья вера целиком уходит в агрессию. А мишеней для приложения этой агрессии невпроворот – только бы успеть.

Тут подать в суд на атеиста. Там прыснуть краской из баллончика на картину. Здесь застолбить чужую недвижимость. И, пожалуй, самое главное – не забыть бы предать анафеме ее, проклятую. Бабу-Ягу.
Молиться уже некогда.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала