Рейтинг@Mail.ru
Украина: конфликт между православными и греко-католиками - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Украина: конфликт между православными и греко-католиками

Читать ria.ru в
В украинском Закарпатье резко обострились отношения между православной и греко-католической (христиане, подчиненные Риму, но сохранившие православные обряды) общинами. Настоятель православного Крестовоздвиженского собора в Закарпатье протоиерей Димитрий Сидор обвинил греко-католические общины в беспрецедентной экспансии в столице Подкарпатской Руси - традиционно православном Ужгороде. Особенно возмущает православных предполагаемое строительство римо- и греко-католического соборного комплекса в непосредственной близости от собора, в котором служит отец Димитрий. С их точки зрения, такое решение может привести к межконфессиональному противостоянию в Ужгороде.

Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий.

В украинском Закарпатье резко обострились отношения между православной и греко-католической (христиане, подчиненные Риму, но сохранившие православные обряды) общинами. Настоятель православного Крестовоздвиженского собора в Закарпатье протоиерей Димитрий Сидор обвинил греко-католические общины в беспрецедентной экспансии в столице Подкарпатской Руси - традиционно православном Ужгороде. Особенно возмущает православных предполагаемое строительство римо- и греко-католического соборного комплекса в непосредственной близости от собора, в котором служит отец Димитрий. С их точки зрения, такое решение может привести к межконфессиональному противостоянию в Ужгороде.

Конфликт между православными и греко-католиками (их еще называют униатами) на Украине имеет многовековые корни. В 1946 году по приказу Сталина униатская церковь была запрещена и ушла в подполье; ее легализация совпала с перестройкой. В это же время начался передел церковных ресурсов на территории Западной Украины – одни приходы возвращались в унию добровольно, другие – после серьезных конфликтов и даже применения силы. Исключение на западе страны составляет Закарпатье, где православие в значительной степени сохранило свои позиции. Теперь оно может их утратить. Отметим, что по состоянию на 2004 год в стране было зарегистрировано 10 310 приходов Украинской православной церкви и 3 328 – греко-католической.
Обычно православные реагируют на такую экспансию с помощью пикетов, других акций протеста, обращений к органам власти. Но в данном случае такие меры выглядели бы не слишком убедительно для европейского сознания – напомним, что Украина является членом Совета Европы. Ведь речь идет не об изгнании общины из храма из-за межконфессиональных противоречий, а лишь о строительстве новых церквей (ужгородские власти выделили униатам 4 земельных участка). Для современной секулярной и релятивистской Европы аргументы об исторических корнях или истинности веры выглядят глубоко архаичными, не соответствующими нормам современного права и либеральным принципам свободной конкуренции не только товаров, но и идеологий, и верований. Видимо, поэтому в этом случае православные избрали необычный путь – они объявили о намерении возвести свой храм в центре города, напротив униатского собора. Таким образом, речь идет о симметричном ответе на действия греко-католиков, который находится в полном соответствии с демократическими нормами. Если же городские власти откажут православным в их начинании, то местное начальство можно будет упрекнуть в дискриминации одной конфессии и поддержке другой.
Более того, будущий православный храм собираются освятить во имя преподобного Алексия Кабалюка – знаковой фигуры для Закарпатья. Он родился в униатской семье, но еще в молодости перешел в православие, затем стал священнослужителем и сыграл основную роль в возрождении православной церкви в Закарпатье в начале ХХ века. Его миссионерская деятельность привела к преследованиям со стороны австро-венгерских властей (Закарпатье входило в состав империи), которые подозревали православных в политических симпатиях к России. Накануне первой мировой войны отец Алексий был приговорен к тюремному заключению, после ее окончания вышел на свободу и до самой кончины в 1947 году оставался лидером закарпатских православных. Понятно, что для православной общины – он герой, в 2001 году причисленный к лику святых. Для греко-католиков – отступник, непримиримый и весьма удачливый (а, следовательно, опасный) оппонент.
Разумеется, любое межконфессиональное противостояние нежелательно, так как оно ведет к пагубным последствиям для душ верующих, которые вместо молитвы и поста вовлекаются в бурные конфликты, часто используемые различными политическими силами в своих интересах. Так, на Украине большинство униатов в ходе последней избирательной кампании высказались в поддержку Виктора Ющенко, а православные отдали предпочтение Виктору Януковичу. Однако в тех случаях, когда конфликт зашел уже слишком далеко, такие мирные вынужденные ответные меры, на которые пошли закарпатские православные, выглядят вполне логичными и оправданными.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала