Борис Петрович, что изменилось в Роспатенте в рамках прошедшей административной реформы? Что изменилось в сфере защиты интеллектуальной собственности?
В систему Роспатента входят государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия. Последние со временем сменят свою организационно-правовую форму. Государственные учреждения - самостоятельные юридические лица, но пока они работают в составе ведомства. Три государственных учреждения – Федеральный институт промышленной собственности, Палата по патентным спорам, Российский государственный институт интеллектуальной собственности – являются элементами единого патентного ведомства.
Правительство Российской Федерации возложило на Роспатент обязанности осуществлять контроль и надзор в сфере правовой охраны объектов интеллектуальной собственности и использования результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический, хозяйственный и гражданско-правовой оборот, соблюдение интересов России, российских юридических и физических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности. Для этого в Роспатенте образовано новое структурное подразделение – Управление по надзору и контролю в сфере использования результатов интеллектуальной деятельности.
А чем продиктованы такие изменения?
Действия Правительства России направлены на раскрытие потенциала источников экономического роста страны. Эти действия формируются на основе укрепления конкурентных позиций российских компаний на внутренних и внешних рынках, улучшения предпринимательского климата в России за счет стимулирования инвестиций, внедрения новых технологий и организационных форм ведения бизнеса. В современных условиях высокие темпы роста ВВП обеспечивает экономика, основанная на знаниях. Задача удвоения роста ВВП в ближайшие годы может быть успешно решена только в ходе реализации перехода России на инновационный путь развития. Необходимо заменить ныне существующую в России ориентацию на доминирующее использование национальных природных ресурсов. Поэтому важно не просто обеспечение высоких темпов экономического роста, но и оптимизация самого качества роста. То есть необходимо преодолевать сырьевую ориентацию экономики России и технологическою отсталость большинства отраслей народного хозяйства.
Вы верите, что Роспатент является надежным гарантом перехода России на инновационный путь развития?
Надежная правовая охрана результатов научно-технических изысканий и эффективное их использование позволят обеспечить стабильное экономическое развитие страны. Постоянное совершенствование технологических процессов должно стать основной задачей современного производства, обеспечивающего выпуск конкурентоспособной продукции в России.
Борис Петрович, повышается или снижается сейчас эффективность российской экономики за счет интеллектуальной собственности?
Безусловно, повышается. Только хотелось бы, чтобы вклад интеллектуальной собственности в экономику был гораздо больше. В начале 90-х годов ХХ века у предприятий не было ни оборотного капитала, ни производственных отношений, отсутствовали дилерские сети. Сегодня же появился определенный оборотный капитал, соответствующие производственные отношения. Теперь нужно сформировать заинтересованность отечественных предприятий в использовании российских технологий.
Сейчас тенденция заинтересованности уже есть. Только интересуются отечественными разработками не российские производители, а те зарубежные компании, которые достаточно уверенно себя чувствуют на нашем рынке и хотят иметь еще больше преимуществ за счет большего удовлетворения потребительского спроса россиян. Поэтому естественно, это они ищут новые технологии в отечественных институтах, в Российской академии наук. А наши производители еще недостаточно прочно встали на ноги, чтобы вести такую работу. Ряд российских компаний, например, «Лукойл», АФК «Система» обладают достаточным количеством разработок и вкладывают средства в научные исследования. Но таких компаний мало. Необходимо создать мотивацию и условия для российских компаний, чтобы они заинтересовались внедрением отечественных технологий.
Сейчас активно говорят об особых экономических зонах - о технопарках: о создании в локальных масштабах мотивирующих льготных условий развития экономики опережающими темпами. Хотелось бы, чтобы эти процессы шли быстрее.
В настоящий момент эффективность российской экономики повышается за счет использования объектов интеллектуальной собственности путем их вовлечения в активный хозяйственный оборот. Однако патент не превратился пока в реальную экономическую категорию, хотя примеры удачной коммерциализации объектов интеллектуальной собственности уже имеются.
Вместе с тем, современному этапу развития инновационной сферы в России присущ ряд трудностей и противоречий. Масштаб изобретательской активности невысок и не соответствует накопленному научно-техническому потенциалу страны. Если соотнести количество выданных патентов с численностью населения, то показатели России окажутся ниже, чем в развитых странах - в два и более раз.
Особо замечу, что из всего количества выданных патентов в силе поддерживается одна треть. Практическое же воплощение, по официальным данным, находят менее 5% действующих патентов, что свидетельствует о невысокой востребованности большинства отечественных изобретений сектором реальной экономики.
А ведь можно зарабатывать миллиарды долларов на интеллектуальной собственности, добившись ее активного коммерческого оборота. Прежде всего, для этого требуется, чтобы права на изобретения были закреплены за теми субъектами рынка, которые смогут более эффективно ими распорядиться. К сожалению, пока условия для экономической заинтересованности российских предпринимателей в развитии и поддержке инновационной сферы недостаточны.
До тех пор, пока развитие инновационной сферы не станет на практике стратегическим приоритетом, потенциал, заключенный в объектах интеллектуальной собственности, не принесет полной экономической отдачи.
Соответствует ли российское законодательство нормам ВТО в данной сфере?
Я считаю, что наше патентное законодательство и законодательство в сфере защиты интеллектуальной собственности соответствует практически всем статьям ТРИПС.
Есть ли в России какие-то проблемы в сфере интеллектуальной собственности, которые тормозят ее вступление в ВТО?
Я считаю, что таких проблем нет.
Известно, что в Роспатенте существует Консультативный совет по интеллектуальной собственности.
Консультативный совет был образован в прошлом году. Там работает свыше ста человек. Работают люди, которые являются добросовестным производителям, а также представляют интересы правообладателей. Мы разделили членов Консультативного совета на три рабочих группы, в которых постоянно идут дискуссии, вырабатываются предложения, которые доводятся до сведения Правительственной комиссии по интеллектуальной собственности и до соответствующих министерств. Вследствие этого меняются законодательство и практика правоприменения. Это - один из путей сделать работу Роспатента публичной. Бороться с производством контрафактной продукции в одиночку или только с помощью органов исполнительной власти просто невозможно и бессмысленно.
Я знаю, что Вы являетесь членом Правительственной комиссии по интеллектуальной собственности. Расскажите о ее деятельности по борьбе с контрафактом. Что планируется сделать?
Данный орган является координирующим, в нем идет планомерное рассмотрение вопросов, возникающих в сфере интеллектуальной собственности, с целью улучшения взаимодействия всех ведомств для повышения эффективности работы системы в целом.
Однако общество еще не очень понимает: зачем вообще нужна правовая охрана, зачем вообще нужен патент, и вообще что такое интеллектуальная собственность…
Интеллектуальная собственность может создаваться всеми, но не всеми понимается ее суть, представляющая собой исключительные права на использование тех результатов интеллектуальной деятельности, которые вы создаете. А раз это исключительные права, то вы получаете монопольное право, дающее конкурентные преимущества, которые вы, как разработчик, можете использовать. Если вы не можете использовать их самостоятельно, организуя свое собственное производство, то вправе переуступить свои права тем, кто может это делать. Таким образом, использовать результаты интеллектуальной деятельности, имеющие правовую охрану, без вашего разрешения, третьи лица не вправе.
Указанное монопольное право не вступает в противоречие с законодательством об антимонопольной деятельности, но дает вам конкурентное преимущество на первом этапе, то есть право использовать только вам эти технологии, либо использование их третьим лицам с вашего разрешения. Несанкционированное использование интеллектуальной собственности дает возможность правообладателю применять все механизмы и рычаги по защите своих интересов, используя при этом административный кодекс, гражданский кодекс, уголовный кодекс, вплоть до привлечения виновных в несанкционированном использовании к уголовной ответственности и выплате компенсаций.
Когда россияне поймут всю важность правовой охраны и защиты прав на интеллектуальную собственность, и когда мы создадим стимулирующие условия для использования результатов интеллектуальной деятельности, то количество заявок на патентование возрастет в 2,5 - 3 раза.
Естественно, не каждое изобретение находит свое воплощение на рынке конечных товаров и услуг. Конечно, есть определенный коэффициент диссимиляции. Но чем больше будет патентов, тем больше у нас будет реализовываться продукции с «добавленной интеллектуальной стоимостью». Тем самым создаются предпосылки перевода экономики на экономику, построенную на знаниях. Другого пути мир не придумал.
Улучшился ли в последнее время механизм защиты интеллектуальной собственности?
Принципиально важным для Роспатента является разработка и принятие комплекса мер, направленных на реализацию его новых функций. Это функции по организации учета и контроля за использованием результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет средств федерального бюджета, а также совершенствование в этой связи действующей нормативно-правовой базы.
Планируется также подготовить законодательные предложения, связанные с расширением объема прав патентообладателей и созданием условий по снижению уровня недобросовестной конкуренции в научно-технической сфере.
Сейчас разработана и функционирует система активного содействия правоохранительным органам в сфере охраны прав на объекты интеллектуальной собственности. Она включает проведение исследований о нарушении исключительных прав обладателей объектов промышленной собственности, в том числе в рамках проведения экспертиз.
Кроме того, в системе Роспатента функционирует Палата по патентным спорам. Ее основная цель - обеспечить охраняемые законом права и интересы заявителей и обладателей охранных документов на объекты промышленной собственности. Палата по патентным спорам призвана также гарантировать законные интересы иных физических и юридических лиц при принятии в административном порядке решений по вопросам, отнесенным к ее компетенции Патентным законом РФ и Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Палата по патентным спорам за недолгий период своей деятельности превратилась в эффективный механизм досудебного рассмотрения споров, связанных с правовой охраной объектов промышленной собственности. За 2004 год по результатам рассмотрения возражений и заявлений ею было вынесено 2050 решений.
А что лучше, на Ваш взгляд, все покупать, опираясь на импортные технологии, или производить свое?
На мой взгляд, конечно, лучше производить свое, потому что тем самым увеличивается совокупный продукт. Сейчас мир таков, что все определяет рынок, сам покупатель: он голосует за тот или иной товар.
То есть лучше голосовать за отечественного производителя?
Да, конечно. Впрочем, потребителя волнует в первую очередь не место происхождения товара. Его беспокоит качество товара. Потребитель хочет приобрести изделие, отвечающее тем свойствам, которые от него ожидают, чтобы оно было надежным, а его сервисное обслуживание своевременным. И только во вторую очередь потребитель смотрит, кем этот товар произведён.
Суть происходящего сегодня заключается в том, что мир идет к глобальной экономике, построенной на знании. Только за счет этого производители товаров и услуг могут стать более конкурентоспособными на рынке, и этот процесс не зависит от желания чиновника. Он зависит от общих закономерностей развития рынка. Ведь интеллектуальная собственность – это возобновляемый ресурс. Сырье или материальные запасы страны рано или поздно кончаются, а интеллектуальный ресурс постоянен. И в этом я вижу конкурентное преимущество России, которое она должна использовать как в рамках развития своей экономики, так и на мировом рынке.
На Ваш взгляд, к чему склоняется наш потребитель в нынешних экономических условиях? К импортному или к отечественному?
Это зависит от соотношения цены и качества товара. Если вы, условно говоря, принадлежите к среднему классу, то вы, естественно, будете покупать тот товар, качество которого вас удовлетворит. При спорных вопросах вы будете отдавать предпочтение известному вам товаропроизводителю, который своей продукцией уже заслужил ваше доверие. И поскольку наша страна в начале 90-х годов ХХ века практически на 95% импортировала все бытовые товары и услуги, то в обществе сформировалось устойчивое мнение, что российский товаропроизводитель еще не обладает достаточно мощной технологической базой, чтобы удовлетворить все потребности рынка.
То есть в принципе мы можем конкурировать с зарубежными производителями?
Да, конечно. Сейчас в совокупности доля инновационных предприятий на рынке уже находится на уровне 5-7%. В начале 90-х годов ХХ века, естественно, этого не было, как и не было инновационных предприятий вообще. Хотелось бы, чтобы доля инновационных предприятий у нас была больше, но это зависит не от одних инновационных предприятий. Важно не только понять эти тенденции, но и создать мотивирующие условия для того, чтобы инновационные предприятия вкладывали больше средств в научные разработки, больше покупали лицензии у отечественных разработчиков и имели определенные льготы и мотивации для введения их в оборот.
Поставьте себя на место руководителя инновационного предприятия. Если вас все время будут ставить в невыгодные условия, то вы уйдете с этого рынка и займетесь коммерцией в чистом виде, особенно если у вас уже имеются какие-то наработки. Ведь легче выполнять дилерские услуги, торгуя чужим товаром, нежели создавать свой. Поэтому у инновационных предприятий достаточно тяжелый бизнес, и он должен быть мотивированным государством.
На ваш взгляд, как сделать так, чтобы общество осознало, что интеллектуальную собственность необходимо защищать?
Мы можем условно поделить общество на три категории. Государство создало орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. структуру, которую мы называем патентным ведомством. Его государственная функция заключается в том, чтобы обеспечить условия правовой охраны и условия реализации результатов интеллектуальной деятельности на рынке, это одна категория.
Вторая категория – это те люди, которые изобретают, создают и внедряют новое. А третья категория – это потребитель, покупатель. Количество сотрудников патентного ведомства - около трех тысяч человек. Могут ли эти люди совершить интеллектуальную революцию в обществе, население которого 150 миллионов человек? Могут, если соответствующие идеи будут правильно восприниматься всем обществом. Однако в настоящее время даже среди специалистов нет ясного и четкого понимания механизма того, как результаты интеллектуальной деятельности должны перетекать в экономику.
Потребителя же мало интересует, что такое интеллектуальная собственность, защита прав не ее объекты. Ему нужен хороший, качественный товар. А то, кем он был создан, какая при этом использовалась интеллектуальная собственность, его сегодня не волнует. Поэтому я считаю, что большое значение необходимо придавать просветительской функции по вопросам интеллектуальной собственности, осуществлять которую мы собираемся на постоянной основе. Азы понимания этой проблемы должны быть сформированы у молодежи даже не в институте, а со школьной скамьи. Это очевидно. Если мы хотя бы на 50% поймем преимущества, которые дает использование результатов интеллектуальной деятельности, я думаю, страна вплотную приблизится к технической и технологической революции.
Как стало возможным осуществить «экономическое чудо» в Японии? За счет использования достижений интеллектуальной собственности. Изначально этот процесс начинался с постановки единой сверхзадачи для всего общества. Поощрялось движение к рационализаторству и изобретательству на любом уровне деятельности. Это была государственная политика. И страна, которая не имела никаких значительных сырьевых богатств, сделав технологический рывок, реализовала свой потенциал и в считанные годы превратилась в развитую индустриальную державу.
– Вы считаете и в России возможен аналогичный рывок?
– Да. Многие важнейшие изобретения человечества сделаны русским человеком. Примеров много. Можно оспаривать, кто первым сделал радио, Маркони или Попов, но все равно звучит русская фамилия. Ползуновы, Яблочков... Россия всегда славилась своими Кулибиными и Левшами, которые могли подковать даже блоху, но, к сожалению, это были единицы. У нас не было своих Эдисонов, которые могли лампочку сделать рыночным продуктом, рыночным достоянием. И если будет сформирована правильная позиция общества, решена культурная, воспитательная, просветительская задача и будут созданы соответствующие экономические условия, то я думаю, что это и станет кратчайшим путем к технологическому обществу, построенному на знании.
Но сначала надо объяснить людям преимущества бережного отношения к интеллектуальной собственности. Это нелегко.
Я могу привести бытовой пример: у вас есть квартира, вы поставили замок, поставили сигнализацию, то есть предусмотрели меры её охраны. А жулики открыли квартиру и вынесли ваши вещи. Это воровство: они незаконно вошли на вашу территорию, забрали вещи и использовали их по своему усмотрению.
Аналогичное может произойти в сфере интеллектуальной собственности: кто-то несанкционированно может украсть и реализовать чужое. Правообладатель всегда будет в неравных условиях с тем, кто производит контрафактную продукцию. Добросовестный же покупатель обращается к правообладателю, заключает договор, выплачивает соответствующие пени, роялти и еще отчисляет проценты от сделки.
При производстве контрафактной продукции никакой конкурентной среды быть не может. В этом случае имеется продукция, которая выпускается по очень низким ценам, потому что игнорируются соответствующие законы. Значит, эта продукция не подпадает под налогообложение. А тот, кто приобретает интеллектуальную собственность добросовестно, должен заплатить все налоги. К тому же тому, кто работает в теневой экономике, как правило, безразлично качество произведенной продукции.
Интервью у главы Роспатента взял корреспондент РИА "Новости" Алексей Песляк.