Рейтинг@Mail.ru
Постскриптум: почему Канны обошлись без России? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Постскриптум: почему Канны обошлись без России?

Читать ria.ru в
Дзен
Закончившийся недавно 58-й Каннский кинофестиваль обошелся без России – российские ленты в конкурсе не участвовали. Почему? Некоторые критики, подводя итоги самому престижному фестивалю мира, остались удивлены этим. Кто-то говорит, что сейчас мода на «экзотическое» кино – например, корейское, и на этом, порой эпатажном фоне русское кино просто не замечают. Наконец, третьи приводят «количественные» аргументы – Россия производит мало картин, выбор узок. Да и вообще российская киноиндустрия еще только-только самоопределяется, ее облик пока расплывчат и непредсказуем...

Обозреватель РИА «Новости» Ольга Соболевская

Закончившийся недавно 58-й Каннский кинофестиваль обошелся без России – российские ленты в конкурсе не участвовали. Почему? Некоторые критики, подводя итоги самому престижному фестивалю мира, остались удивлены этим. Кто-то говорит, что сейчас мода на «экзотическое» кино – например, корейское, и на этом, порой эпатажном фоне русское кино просто не замечают. Наконец, третьи приводят «количественные» аргументы – Россия производит мало картин, выбор узок. Да и вообще российская киноиндустрия еще только-только самоопределяется, ее облик пока расплывчат и непредсказуем.

Все сказанное верно. Перед Россией никто не собирается приседать в реверансе – мол, и у вас наконец стало появляться «нормальное» кино. Российский кинематограф в конце 20 - начале 21 века фактически начал свою историю с чистого листа. Значительные советские достижения, чудесный источник стиля и вдохновения для многих киномастеров мира – фильмы Эйзенштейна, Тарковского, Чухрая, Бондарчука и т.д. – стали и в самой стране расцениваться как далекое прошлое, «музей», «лавка древностей». Новое же российское кино снова оказалось в детском возрасте: по-ученически неуверенное и переимчивое, оно избегало и весомого содержания, и интересной формы.

Когда в 2004 г. вышел «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова, снисходительные киномагнаты США одобрили русского «клона» американских блокбастеров и купили права на его показ. В России начали мечтать о конкуренции с Голливудом. Сборы фантастической ленты о добре и зле – 16,7 млн долларов – превысили все ожидания. Весна-2005 побила и этот рекорд: «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева – детектив о русско-турецкой войне, событиях 1877 г, – заработал около 20 млн долларов.

Но… соревноваться с Голливудом – дело неблагодарное. В России нет для этого ни денег, ни стратегии. Да, киноконцерн «Мосфильм»,  крупнейший в Европе, технически не просто возродился, но и прошел значительный «апгрейд» (upgrade). Ежегодно он осуществляет сотню проектов. Но все же в России нет ни мощного института продюсерства, как в США, ни «продавцов идей» - девелоперов. За 1990-е годы, отмечают многие российские режиссеры, в том числе глава «Мосфильма» Карен Шахназаров, киноиндустрия страны заметно утратила профессионализм. Мало ярких сценариев, редко поражает новизной режиссура. Кадры для киноиндустрии нужно готовить не только в Москве и Петербурге, но и в провинции, подчеркивает талантливый режиссер и продюсер Валерий Тодоровский.

Но все это техническая сторона дела, промышленная. А есть еще концептуальная, то есть идеи. Здесь главный козырь России - Александр Сокуров, каждая картина которого – событие. В этом году он снял «Солнце» об императоре Хирохито - третью, японскую, часть трилогии о психологии власти. Есть еще один мастер артхауса, который вызывает в мире определенный интерес - Кира Муратова. В апреле в Висбадене, на 5-м Международном кинофестивале Центрально- и Восточноевропейских фильмов, ее лента «Настройщик» получила главный приз, Золотую лилию. Награды удостоилась за игру в картине и ученица Муратовой, сценаристка и актриса Рената Литвинова, кстати, снявшая в прошлом году свой первый фильм как режиссер - «Богиня: как я полюбила». Такая авторская продукция, безусловно, интересна и нетривиальна, но… для того, чтобы снова сделать из российского кино легендарного титана, этого недостаточно. Успехи должны быть не от раза к разу. (Почему, например,  автор нашумевшего «Возвращения», венецианский триумфатор Андрей Звягинцев, вот уже два года находится «в тени»?). Российскому кино нужно вести «массированную атаку», крепнуть и разрастаться не только технически, но и содержательно.

Чтобы Россию заметили в Каннах, надо представить либо небанальные политические идеи космополитического размаха (так делает Сокуров), либо поразить всех сугубо национальным колоритом, специфически русскими реалиями, преподнесенными в новаторской форме.

Однако это еще только предстоит найти. Время эксплуатации мифов и правды о Сталине и его эпохе прошло, равно как и время героизации воров и бандитов. На рассказах о веке 19-м (таков «Турецкий гамбит», а также «Статский советник» молодого режиссера Филиппа Янковского) тоже долго не продержишься. Кино говорит нам о нас, сегодняшних.

Взрослеющему во второй раз российскому кино нужно набираться профессионализма и чураться амбициозной подражательности. Догонять Голливуд – напрасный труд. Еще Вольтер говаривал, что каждый должен возделывать свой сад. Залог успеха – в самобытности. Особенно в Каннах.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала