Алексей Арбатов, Член-корреспондент РАН, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН – РИА «Новости»
На Западе четко говорят: Белоруссия должна избавиться от того, что называют последней диктатурой в Европе. И я очень опасаюсь, что противостояние Россия – Запад в этом регионе может привести к лобовому столкновению. Дело в том, что Лукашенко – не Кучма, и он будет подавлять любые проявления протеста, особенно, если речь пойдет о молодежи. Запад может вмешаться, оказывая всяческую помощь. А Лукашенко обратится за помощью к России. И Москве будет очень трудно отказать ему. Белоруссия после поражения России на Украине стала важнее ей вдвойне. С точки зрения коммуникаций, обороны и доступа к Калининградскому эксклаву. Белоруссия – почти последний союзник России на постсоветском пространстве.
Я не думаю, что Россия в открытую будет использовать армию. Но существуют спецподразделения, внутренние войска. Москва может вмешаться, если Лукашенко поднимет крик о помощи и будет ясно, что если он падет, Белоруссия вслед за Украиной встанет на путь вступления в НАТО – без России. И тогда вдоль всей российской границы будет стоять одно сплошное НАТО и резко осложнится ситуация с эксклавом. В этом случае давление на Путина будет страшным. Ему придется думать о том, чтобы политическая стабильность не была подорвана. Для Владимира Путина смириться после Украины еще и с потерей Белоруссии – новый удар по авторитету внутри страны.
Если отпадет Белоруссия или если события там приведут к конфронтации между Россией и Западом, это сразу скажется и на ситуации в России. Страна не сможет развивать рыночную экономику и демократию, находясь в конфронтации с Западом. Скорее всего, Запад не вмешается и Белоруссия останется с Россией, но тогда Запад отыграется на Украине, на Балтии, на Грузии, перетянет на свою сторону Азербайджан и Армению, а Россия с Белоруссией окажутся в сплошном окружении НАТО. Сейчас Североатлантический союз России не враг и не друг, а партнер и, наряду с противоречиями, у двух сторон много областей взаимодействия. О нем придется надолго забыть, если в Белоруссии произойдет что-то типа цветной революции.
Если Россия будет заранее налаживать отношения с белорусскими оппозиционными лидерами, а некоторые из них находятся сейчас за границами Белоруссии, то не встанет вопрос, который стоит сегодня: или Белоруссия с Лукашенко вместе с Россией или Белоруссия без Лукашенко и без России. Но это очень сложная и деликатная линия, потому что Лукашенко свою оппозицию поставил фактически вне закона. Для Москвы налаживать с ней контакты – значит, выступать против Лукашенко как действующего президента. Это нелегко.
Для того, чтобы произошли революции, пусть даже такие бескровные, как недавние цветные, нужна почва. Нужен недееспособный непопулярный режим, который не пользуется поддержкой подавляющего большинства населения. К примеру, Украина к моменту оранжевой революции оказалась практически расколотой. Если половина населения не поддерживает режим – это уже сигнал тревоги. И вот тогда влияние может оказать деятельность внешних сил. А в России, например, большая часть населения и политической элиты, судя по опросам общественного мнения, условно говоря, склоняется в более державную сторону, чем президент. И никакая либеральная революция здесь просто не произойдет. Скорее на улицу выйдут националисты, радикальные левые, чем правые. И потом, история есть история. В 90-ые годы российские правые либералы, которые, если и не были у власти напрямую, то занимали значительные властные позиции, запороли все реформы. И народ, естественно, оказался этим очень недоволен. Ни на Украине, ни в Белоруссии этого не было.
России все-таки нужно определиться, с кем она. Я не вижу для нее иного пути, кроме как идти вместе с Западом, прежде всего, с Большой Европой. Важно сделать так, чтобы ее отношения с НАТО развивались в такой степени, чтобы ей не было страшно вступления в эту организацию ближайших соседей. В этом случае Североатлантический союз станет не враждебной Москве организацией. Зависит это, кстати, и от НАТО, и от России. Существующее сотрудничество развивается очень медленно. В значительной степени из-за российских ведомств, включая военное, но в огромной мере и из-за неопределенного отношения Запада к России. Там не хотят сформулировать ясные, пусть и долговременные перспективы отношений НАТО и ЕС с Россией. Больше, глубже, лучше – это не цель, а процесс. Но у процесса должна быть цель, иначе текущая политика сводится к тактическим шагам, за которыми стратегия теряется из виду.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции