Рейтинг@Mail.ru
Талант стал главной виной Лени Рифеншталь - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Талант стал главной виной Лени Рифеншталь

Читать ria.ru в
Дзен
Лени Рифеншталь выпала судьба испытать на себе всю силу ненависти к нацизму, против нее велась настоящая информационная война обвинений в причастности к преступлениям нацизма. По сути, против одинокой женщины до самого конца жизни (она умерла в 2002) шел необъявленный Нюрнбергский процесс. Не скрою, мои симпатии всегда на стороне одиночки. Вдобавок юная Лени была необыкновенно хороша собой. Она на равных вошла в триаду самых красивых женщин Германии ХХ века: Камилла Хорн, Марлен Дитрих, Лени Рифеншталь...

Политический обозреватель РИА "Новости" Анатолий Королев

Сближение искусства с политикой всегда опасно для художника. Этот тезис доказала одна из самых ярких судеб побежденной Германии - судьба непобежденной Лени Рифеншталь.

Гениальный режиссер документального кино, она ворвалась в элиту мирового кино в 1934 году, в самый разгар нацизма. И надо же было, чтобы два ее тогдашних шедевра – шедевра с точки зрения чистого искусства, конечно – оказались легендарным фильмом о партийном съезде нацистской партии «Триумф воли» и лентой об Олимпиаде в Берлине «Олимпия». Оба фильма были встречены восторгом тогдашних кинокритиков. До начала войны Лени успела получить несколько золотых медалей на кинофестивалях во Франции, в Англии и в США.

Тем сильнее была обструкция после войны. Ей выпала судьба испытать на себе всю силу ненависти к нацизму, против нее велась настоящая  информационная война обвинений в причастности к преступлениям нацизма. По сути, против одинокой женщины до самого конца жизни шел необъявленный Нюрнбергский процесс.

Не скрою, мои симпатии всегда на стороне одиночки. Вдобавок юная Лени была необыкновенно хороша собой. Она на равных вошла в триаду самых красивых женщин Германии ХХ века: Камилла Хорн, Марлен Дитрих, Лени Рифеншталь.

Ее феноменальная судьба началась с того, что она увидела фильм режиссера Арнольда Фанка «Гора судьбы» про альпинистов и целую неделю подряд каждое утро ходила в кино, чтобы снова и снова упиваться кадрами горных вершин.

Ей было 22 года, он была танцовщицей, не имела никакого опыта в кино, но обладала железной волей. Она добилась свидания с Фанком и предложила себя на главную роль в его будущем фильме. Фанк молчал. Он только обратил внимание на то, что она прихрамывает.

Как назло, Лени действительно повредила в прыжке ногу и никак не решалась лечь в больницу. После же встречи с Фанком, она решилась на операцию и оказалась в гипсе.

И что же? Фанк сам нашел ее через два дня и положил на кровать в палате сценарий фильма «Священная гора» с надписью: написано для танцовщицы Лени Рифеншталь. Он писал его три дня и три ночи подряд.

Он молчал при первой встрече потому, что был поражен ее обликом.

Точно такое же ошеломляющее впечатление она позднее произвела и на Адольфа Гитлера.

Она стала любимой актрисой фюрера, хотя никогда не была его подругой. А затем оказалась и любимым режиссером. Гитлер предложил ей ни много, ни мало снять фильм о съезде нацисткой партии в Нюрнберге. Лени была в полном недоумении: на ее счету был всего лишь один лирический фильм, «Синий свет», мистическая сказка о девушке, влюбленной в ночное сияние снежной горы.

Мне нужен художественный документ, сказал фюрер, а не хроника новостей.

Мало кто знает, что Гитлер создавал свою партию по законам искусства. Фактически это он придумал использовать перевернутую буддийскую свастику, это он нарисовал знак национал-социалистов: черная свастика на фоне белого круга, он же был дизайнером флагов и "римских" штандартов. Гитлер был из плеяды тех эстетических чудовищ, которые пришли тогда к власти не только в Германии. Вспомним, что Сталин начинал как поэт.

Нюхом эстетического зверя Гитлер почуял, что именно эта спортивная девушка в солнцезащитных очках сможет снять пропагандисткой фильм как мистическую легенду о Германии, влюбленной в силу нацизма.

Из этой реплики фюрера и родился позднее шедевр Рифеншталь «Триумф воли». Фильм, дискуссия о котором длится уже 60 лет. Фильм, который начинается с легендарных кадров - облака в солнечном небе, по которым скользит крестообразная тень самолета: фюрер летит на съезд партии в Нюрнберг как новый мессия, как инкарнация бога Одина.

Кстати, фильм у Рифеншталь первоначально назывался просто: «Партийный съезд 1934 года в Нюрнберге», это Гитлер придумал название «Триумф воли».

Итак, виновата ли Лени Рифеншталь в том, что сделала этот фильм? Мировая кинокритика во главе с Зигфридом Кракауэром обвинила Лени в том, что она сделала фашизм феноменом дьявольской красоты и придала ему идеальную форму.

Пытаясь позднее оправдаться в том, почему она создала шедевр о фашизме, а не проходную киноленту (а может ли гениальный художник сделать плохую работу?), Лени говорила, что никогда не интересовалась политикой, что никогда не была членом нацисткой партии, что не подозревала о планах Гитлера по уничтожению евреев. Но ее никто не слышал. За десять лет она выдержала несколько процессов и провела некоторое время в заключении.
Только сегодня, когда прошло время, "Триумф воли" воспринимается как поразительный документ о феноменологии умопомешательства целой нации, где руки, протянутые к идолу, вызывают не восхищение, а отвращение.

Фильм оказался намного глубже простой пропаганды. Он вскрывает опасность идеальных жестов единства.
Огненная свастика в ночной мгле внушает простую мысль, что фашизм - дитя ночных страхов, и пока эти страхи стоят в изголовье человечества, фашизм до конца не побежден.

И только наше время способно привести людей – и то далеко не всех – к простой мысли о том, что художник не пропагандист, он тот, кто показывает свое время с кристальной ясностью, недоступной другим. Художник – волшебное зеркало, и, ополчаясь на него, мы лишь ненавидим свое собственное отражение в этом зеркале.
Первые попытки отделить мастерство Лени от нацизма были предприняты только в 1970 году, когда новая критика перестала считать ее чудовищем.

Между тем Рифеншталь продолжала жить искусством, в 74 года она овладела кинокамерой для подводных съемок и сняла фильм о коралловых рифах, тогда же создала серию замечательных репортажей о жизни нубийских племен в Африке и фильм о красоте этой первобытной жизни.

Незадолго перед кончиной она побывала в России, в Петербурге, в городе, который как никто пострадал от гитлеровской блокады, где маленькой белокурой старухе с огненными глазами стоя устроили овацию и вручили памятный знак за вклад в мировое искусство.

Россия – парадокс! -  стала первой страной, где Лени Рифеншталь были отданы публичные почести признания.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала