Политический обозреватель РИА "Новости" Анатолий Королев
Сближение искусства с политикой всегда опасно для художника. Этот тезис доказала одна из самых ярких судеб побежденной Германии - судьба непобежденной Лени Рифеншталь.
Гениальный режиссер документального кино, она ворвалась в элиту мирового кино в 1934 году, в самый разгар нацизма. И надо же было, чтобы два ее тогдашних шедевра – шедевра с точки зрения чистого искусства, конечно – оказались легендарным фильмом о партийном съезде нацистской партии «Триумф воли» и лентой об Олимпиаде в Берлине «Олимпия». Оба фильма были встречены восторгом тогдашних кинокритиков. До начала войны Лени успела получить несколько золотых медалей на кинофестивалях во Франции, в Англии и в США.
Не скрою, мои симпатии всегда на стороне одиночки. Вдобавок юная Лени была необыкновенно хороша собой. Она на равных вошла в триаду самых красивых женщин Германии ХХ века: Камилла Хорн, Марлен Дитрих, Лени Рифеншталь.
Ее феноменальная судьба началась с того, что она увидела фильм режиссера Арнольда Фанка «Гора судьбы» про альпинистов и целую неделю подряд каждое утро ходила в кино, чтобы снова и снова упиваться кадрами горных вершин.
Ей было 22 года, он была танцовщицей, не имела никакого опыта в кино, но обладала железной волей. Она добилась свидания с Фанком и предложила себя на главную роль в его будущем фильме. Фанк молчал. Он только обратил внимание на то, что она прихрамывает.
Как назло, Лени действительно повредила в прыжке ногу и никак не решалась лечь в больницу. После же встречи с Фанком, она решилась на операцию и оказалась в гипсе.
И что же? Фанк сам нашел ее через два дня и положил на кровать в палате сценарий фильма «Священная гора» с надписью: написано для танцовщицы Лени Рифеншталь. Он писал его три дня и три ночи подряд.
Он молчал при первой встрече потому, что был поражен ее обликом.
Точно такое же ошеломляющее впечатление она позднее произвела и на Адольфа Гитлера.
Она стала любимой актрисой фюрера, хотя никогда не была его подругой. А затем оказалась и любимым режиссером. Гитлер предложил ей ни много, ни мало снять фильм о съезде нацисткой партии в Нюрнберге. Лени была в полном недоумении: на ее счету был всего лишь один лирический фильм, «Синий свет», мистическая сказка о девушке, влюбленной в ночное сияние снежной горы.
Мне нужен художественный документ, сказал фюрер, а не хроника новостей.
Мало кто знает, что Гитлер создавал свою партию по законам искусства. Фактически это он придумал использовать перевернутую буддийскую свастику, это он нарисовал знак национал-социалистов: черная свастика на фоне белого круга, он же был дизайнером флагов и "римских" штандартов. Гитлер был из плеяды тех эстетических чудовищ, которые пришли тогда к власти не только в Германии. Вспомним, что Сталин начинал как поэт.
Нюхом эстетического зверя Гитлер почуял, что именно эта спортивная девушка в солнцезащитных очках сможет снять пропагандисткой фильм как мистическую легенду о Германии, влюбленной в силу нацизма.
Из этой реплики фюрера и родился позднее шедевр Рифеншталь «Триумф воли». Фильм, дискуссия о котором длится уже 60 лет. Фильм, который начинается с легендарных кадров - облака в солнечном небе, по которым скользит крестообразная тень самолета: фюрер летит на съезд партии в Нюрнберг как новый мессия, как инкарнация бога Одина.
Кстати, фильм у Рифеншталь первоначально назывался просто: «Партийный съезд 1934 года в Нюрнберге», это Гитлер придумал название «Триумф воли».
Итак, виновата ли Лени Рифеншталь в том, что сделала этот фильм? Мировая кинокритика во главе с Зигфридом Кракауэром обвинила Лени в том, что она сделала фашизм феноменом дьявольской красоты и придала ему идеальную форму.
Пытаясь позднее оправдаться в том, почему она создала шедевр о фашизме, а не проходную киноленту (а может ли гениальный художник сделать плохую работу?), Лени говорила, что никогда не интересовалась политикой, что никогда не была членом нацисткой партии, что не подозревала о планах Гитлера по уничтожению евреев. Но ее никто не слышал. За десять лет она выдержала несколько процессов и провела некоторое время в заключении.
Только сегодня, когда прошло время, "Триумф воли" воспринимается как поразительный документ о феноменологии умопомешательства целой нации, где руки, протянутые к идолу, вызывают не восхищение, а отвращение.
Фильм оказался намного глубже простой пропаганды. Он вскрывает опасность идеальных жестов единства.
Огненная свастика в ночной мгле внушает простую мысль, что фашизм - дитя ночных страхов, и пока эти страхи стоят в изголовье человечества, фашизм до конца не побежден.
И только наше время способно привести людей – и то далеко не всех – к простой мысли о том, что художник не пропагандист, он тот, кто показывает свое время с кристальной ясностью, недоступной другим. Художник – волшебное зеркало, и, ополчаясь на него, мы лишь ненавидим свое собственное отражение в этом зеркале.
Первые попытки отделить мастерство Лени от нацизма были предприняты только в 1970 году, когда новая критика перестала считать ее чудовищем.
Между тем Рифеншталь продолжала жить искусством, в 74 года она овладела кинокамерой для подводных съемок и сняла фильм о коралловых рифах, тогда же создала серию замечательных репортажей о жизни нубийских племен в Африке и фильм о красоте этой первобытной жизни.
Незадолго перед кончиной она побывала в России, в Петербурге, в городе, который как никто пострадал от гитлеровской блокады, где маленькой белокурой старухе с огненными глазами стоя устроили овацию и вручили памятный знак за вклад в мировое искусство.
Россия – парадокс! - стала первой страной, где Лени Рифеншталь были отданы публичные почести признания.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции