Политический обозреватель РИА «Новости» Владимир Симонов
Иоанн Павел II покинул этот мир.. Свечи за упокой его души горят в России и в католических костелах, и в православных церквях.
В своем послании соболезнования президент Владимир Путин называет Иоанна Павла II «выдающимся деятелем современности» и высоко оценивает его служение благородной цели - «формированию общества на принципах гуманизма и солидарности».
Кремль далеко ушел от осени 1978 года, когда архиепископ Краковский был избран главой католиков всего мира. Идеологи находившегося тогда у власти Леонида Брежнева сразу заподозрили в польском выдвиженце новый инструмент империализма, приспособленный для расшатывания социалистического лагеря.
Если отбросить теорию заговора, политическое чутье, по большому счету, их не обмануло. Уже в одной из своих первых проповедей Иоанн Павел II пошел с крестом в атаку на «железный занавес». Он предложил человечеству «распахнуть двери навстречу Христу». «Откройте для его спасительной силы границы государств, политических и экономических систем, широкие пространства цивилизаций и культур», - призвал понтифик. - Не бойтесь!»
Напротив, это заставило тоталитарных властителей России бояться пуще прежнего. Католицизм загнали в подполье, как какую-нибудь секту хлыстов. Приходы Римско-католической церкви, разгромленные в 20-х годах, были возвращены к жизни только в апреле 1991 года, в разгар перестройки, когда Россия уже вдоволь вкусила от некогда запретного плода демократии.
Двумя годами раньше, сразу после падения Берлинской стены, Папа дал первую в истории Ватикана аудиенцию лидеру Коммунистической партии. Это был Михаил Горбачев.
Многие западные теологи поспешили тогда объявить эту встречу долгожданной капитуляцией научного атеизма перед религией в их давнем соперничестве за право признания себя в качестве магистрального пути развития человечества.
В приложении к России этот вывод был, конечно, ошибочен. Семь десятилетий коммунистического режима внедрили здесь в людей ген безбожия. Интересно, что сегодня, в условиях изменившейся до неузнаваемости страны, атеистическое мировоззрение обостренно воспринимается как еще один признак свободы совести.
Чем в действительности стал исторический визит Горбачева к Папе, так это началом ренессанса Римско-католической церкви в России. Именно в годы понтификата Иоанна Павла II Москва установила с Ватиканом официальные дипломатические отношения. В феврале 2002 года папский престол повысил статус католических миссий в России, преобразовав их из апостольских администратур, то есть, по сути, временных образований, в полноценные епархии.
Под пастырским крылом епископа Иосифа Верта, нынешнего председателя Конференции католических епископов России, находится 300 общин, объединяющих более полумиллиона верующих, в том числе самого высокопоставленного в стране католика – министра экономического развития Германа Грефа.
Верт сегодня столь же желанный гость Кремля, как и православный патриарх Алексий, муфтий Гайнутдин, раввин Лазар и старообрядческий митрополит Андриан. Российские власти видят во взаимной терпимости конфессий залог единства России и противоядие от религиозного экстремизма.
«Взаимоотношения с государством в целом заметно улучшились благодаря президенту России Владимиру Путину, который нередко защищает католическую церковь от нападок», - признает Иосиф Верт.
Защищаться католикам приходится, в основном, от главенствующей в стране Русской православной церкви. Та упрекает католических братьев во Христе в недостойном прозелитизме, то есть сманивании прихожан у отечественной церкви, да еще на ее исконной территории.
Другое яблоко раздора между Ватиканом и русским православием – это нарастающая на протяжении десятилетий напряженность вокруг греко-католиков на Украине – их именуют еще униатами. Униаты замышляют создать свой патриархат в Киеве и добиваются от Рима благословения на этот шаг.
Эти разногласия во многом помешали Иоанну Павлу II осуществить при жизни свою мечту побывать в России и встретиться с Патриархом московским и Всея Руси Алексеем II. Духовный глава 800 миллионов католиков, совершивший 250 международных поездок, умер, так и не отслужив молебна на Красной площади.
Но у горя есть светлая сторона - оно сближает. Кончина Папы побудила российских православных иерархов на вдумчивые слова примирения. В своем послании соболезнования Алексий II выражает надежду, что «наступающий новый период в жизни Римско-католической церкви поможет обновить между нашими церквами отношения взаимного уважения и братской христианской любви».
Перед лицом новых зол, угрожающих человечеству, две крупнейшие всемирные церкви не в праве отказываться от диалога, от идеи единения христианства. Это одно из неписаных завещаний великого праведника, оставившего наш мир.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции