РИМ, 9 мар - РИА "Новости", Николай Мирошник. В среду Италия отмечает дату, круто изменившую жизнь страны. Полвека назад, 9 марта 1955 года, родился "ФИАТ-600", ставший символом массовой автомобилизации Италии.
"Шестисотый" стоил "всего" 590 тысяч лир, годовую зарплату квалифицированного рабочего завода ФИАТ (средний служащий получал вдвое больше).
Но главное - не только низкая, по сравнению со всеми предыдущими моделями, цена. Революционным новшеством было то, что машина продавалась в рассрочку на два года.
За "шестмисотым" сразу выстроилась очередь желающих - очередь длинною в год.
Дебютировавший на Женевском международном автосалоне автомобиль положил начало массовой автомобилизации Италии: если в 1955 году по дорогам страны ездили 700 тысяч машин, то в 1970-м, когда "шестисотый" сошел со сцены, их было 10 миллионов.
Главным конструктором "шестисотого" был легендарный Данте Джакоза, который спустя два года создал не менее легендарный ФИАТ-500 (его неудачной копией стал "горбатый" "Запорожец") и многие другие прославленные микролитражки ФИАТа.
Четыре цилиндра рабочим объемом 633 "кубика" потребляли 5,7 литра бензина на 100 километров.
В "шестисотом" было немало технических новшеств. Так, мотор располагался сзади, что увеличивало пространство кабины, где достаточно свободно размещались четыре человека.
Еще больше - до шести человек, умещалось в модификации "шестисотого", появившейся на рынке год спустя: "Мультипла" стала первым микроавтобусом в истории автомобилестроения.
Когда один из владельцев концерна Джанни Аньелли опробовал новую модель, он заметил: "Отличная машина. Может быть, только слишком скоростная". Может быть: максимальная скорость "ФИАТа-600" составляла 95 километров в час.
"Я вам построю социализм", - любил повторять тогдашний генеральный директор концерна ФИАТ Витторио Валлетта по прозвищу "Профессор". Строил он "социализм" железной рукой: в течение пятидесятых годов были уволены две тысячи профсоюзных активистов, зато производство машин увеличилось в четыре раза (не в последнюю очередь - за счет модернизации, оплаченой по американскому "Плану Маршалла").
Зато Валлетта осуществил казавшуюся тогда немыслимой идею: рабочий ФИАТа должен иметь возможность ездить на собственной продукции.
Более того, появление "шестисотого" стало частью глубоких социальных перемен: итальянцы переходили из периода бедности к периоду массового потребления.
Спустя полгода - в ноябре 1955-го - открыло регулярное вещание национальное телевидение, и телевизоры (стоившие в черно-белом варианте 160 тысяч лир) вошли в дома итальянцев. Италия быстро покрылась сетью автострад - в 1958 году построили первый участок главной транспортной артерии страны - "Автострады солнца", протянувшейся от "подошвы" итальянского "сапога" до верхушки "голенища".
Выпуск "шестисотого" прекратился 18 мая 1969 года. За пятнадцать лет с конвейеров в Турине сошли более 2 миллионов 600 тысяч машин. Но судьба этой модели не завершена: несколько лет назад поступил в продажу новый микролитражный автомобиль со старым названием "ФИАТ-600".
Однко и "шестисотые"-ветераны по-прежнему в строю: разъезжать по тесным городским улицам на подновленных машинах выпуска сорокалетней давности считается модным среди молодых преуспевающих итальянцев. За этот шик приходится платить: на рынке оригинальная модель "шестисотого" первых серий стоит 6 тысяч евро.