Анатолий Беляев, руководитель аналитического управления Центра политической конъюнктуры России
Не стоит как недооценивать, так и переоценивать влияние смерти Масхадова на ситуацию в Чечне. Конечно, чеченские сепаратисты лишились «легитимного» по их понятиям главы Ичкерии. Однако по различным причинам - как из-за утраты влияния Масхадова на наиболее крупных полевых командиров, так и из-за того, что в последнее время все большее количество средств на ведение подрывной деятельности из-за рубежа поступает боевикам, минуя Масхадова - он не являлся единственным координатором сепаратистов.
Чеченская война давно уже часть деятельности международного «террористического интернационала». В этой связи на ситуацию с безопасностью в Чечне и вокруг нее в гораздо большей степени будет влиять не «улаживание» взаимоотношений между чеченскими боевиками вокруг контроля над распределением средств, сколько внешние факторы. До тех пор, пока исламский терроризм в качестве главной и наиболее перспективной цели рассматривает Ирак (и не исключено, что к этому добавиться, например Ливан, а вслед за ним – Израиль), серьезной активизации боевиков в Чечне не будет. И наоборот – гипотетически возможное урегулирование в Ираке может быть причиной «перенацеливания» активности исламского международного терроризма на Чечню, поскольку в отличие от более «привлекательных» с точки зрения «демонстрационного эффекта» Европы и США Чеченская республика является наиболее уязвимой территорией стран – участников антитеррористической коалиции.
Хотя Масхадов и был главой Государственного комитета обороны (ГКО) Ичкерии, которой формально планирует и руководит деятельностью боевиков, однако, наиболее крупные полевые командиры (Басаев, арабские «посланцы») имеют как материальные, так и организационные возможности проводить операции без предварительного согласования с ГКО – в том числе и по соображениям максимальной конспирации (хотя по-видимому, режим уведомления в последний момент перед операцией мог сохраняться).
Разумеется, чеченские сепаратисты лишились «легитимного» по их мнению лидера, и теперь могут возникнуть сложности с официальным главой Ичкерии, связанные с борьбой за получение средств из исламских фондов, но поскольку Масхадов не полностью контролировал всех боевиков, возможно лишь временное ослабление их взаимодействия, и как следствие – частоты вооруженных операций. Не исключены и попытки демонстративных терактов с целью «отомстить», однако, их масштаб зависит от того, насколько ранее была уже проведена подготовка к ним.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции