ПЕКИН, 7 мар - РИА "Новости", Алексей Ефимов. В заседаниях Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) принимает участие депутат Николай Лунев - директор русской школы города Инин (Кульджа).
Как рассказал Лунев в интервью РИА "Новости", он проживает в Или-Казахской автономной области Синьцзян-Уйгурского автономного района, но в парламенте представляет всю русскую общину страны.
По существующему порядку выборов, для каждого национального меньшинства в Китае существует определенная квота. Поэтому при выборах депутата НПКСК собеседник агентства мог конкурировать только с другим представителем русской общины, даже проживающим в другой области, автономном районе или провинции. Лунев стал депутатом парламента в 2003 году, сроком на пять лет.
По словам депутата, он уже в третий раз участвует в заседании китайского парламента. "На этих заседаниях мы больше всего обсуждаем, как ускорить развитие экономики и повысить жизненный уровень населения", - сообщил депутат.
"Приграничные национальные районы отстают от развитых восточных регионов страны", - добавил собеседник агентства.
Лунев отметил, что в парламенте он пытается убедить руководство страны в необходимости развивать особую экономическую зону в Или-Казахской автономной области. "В нашей особой экономической зоне уже активно учреждаются совместные с иностранными предприятия, открываются представительства российских фирм", - сказал парламентарий.
По его словам, сейчас русские проживают в основном в приграничных районах Синьцзяна - Илийском, Алтайском и Тарбагатайском округах.
"В Китай пришло три волны русской эмиграции: первая, еще из царской России, когда оседали люди, пришедшие заниматься торговлей", - напомнил Лунев.
Вторая волна - это белогвардейцы, уходившие от Красной армии на территорию нынешнего Китая, а третьей волной стали крестьяне, которые спасались в 1932-1933 годах от коллективизации в Советском Союзе, добавил он.
Вместе с тем, по словам собеседника агентства, большинство русских в первые годы после образования КНР вернулись в СССР, уехали в Австралию или Америку.
Сейчас русских в Китае осталось немного, это наследники третьей волны эмиграции, люди, укоренившиеся в смешанных браках, несколько семейств старообрядцев-"кержаков", сообщил депутат.
Дед Лунева родился и вырос в Сибири, а в 1932 году приехал в Китай, где и родился Николай. "История нашей фамилии в Китае насчитывает чуть больше 70 лет", - сказал парламентарий.
В 30-х годах двадцатого века на западе Китая образовалась крупная диаспора выходцев из России, которая была очень "разношерстной" - русские, украинцы, белорусы, рассказал собеседник агентства.
"Говор у нас в результате очень смешанный получился, - отметил он. - В России, когда я там был в 1993 году, у меня замечали акцент, но я оправдывался, что это результат смеси различных диалектов и говоров".
Правильная речь Николая Лунева действительно отличается легким своеобразием произношения и поражает отсутствием привычных современному россиянину неологизмов.
Лунев в совершенстве владеет китайским языком, но на сессии НПКСК в Пекине, в китайской языковой среде, с удовольствием говорит на русском с корреспондентом РИА "Новости".
По его словам, русская община в Китае славилась и религиозным разнообразием. "Конечно, русские, как правило, были православными, но много было и старообрядцев, и баптистов, и пятидесятников", - сказал собеседник агентства.
Никольский православный собор в Кульдже (Или-Казахская автономная область) был уничтожен во время "культурной революции", однако пару лет назад церковь была восстановлена на новом месте, сообщил депутат.
Он рассказал, что в русской школе Кульджи учатся около 100 детей и работают 16 педагогов. "Школа, на самом деле, многонациональная", - отметил Лунев.
Раньше в школе пользовались советскими учебниками и литературой, переданными при помощи посольства СССР и содействии московского Литературного института. Сейчас же новая русскоязычная литература в школу практически не поступает, сообщил собеседник агентства.
"Конечно, нам бы для уроков были бы полезны современные книги и газеты из России", - сказал директор школы.
Мысли о России вызывают у Николая Лунева неоднозначные чувства. "Русский человек испытывает чувства к своей нации, своей отчизне и временами бывает желание все-таки быть среди русских", - отметил он.
"С другой стороны, мы выросли и прожили долгую жизнь в Китае. Это уже наша родина", - добавил собеседник агентства.
По официальным китайским данным, в настоящее время в стране живет около 13 тысяч 500 этнических русских - граждан КНР. В Кульдже, где в начале XX века количество русских доходило до нескольких десятков тысяч, их осталось несколько сотен.
Русские общины есть также в Синьцзяне (шесть-семь тысяч человек), во Внутренней Монголии, в районе города Хайлар.
НПКСК - высший политический консультативный орган КНР. Правом принятия законов не обладает, однако на своих сессиях проводит обсуждение и выносит мнение о целесообразности принятия большинства важнейших законодательных инициатив.