Накануне встречи российского и американского президентов в Братиславе все больше разговоров о том, что Дж.Бушу надо занять максимально жесткую позицию по отношению к Москве. Многие начинают говорить о возможности новой «холодной войны» в российско-американских отношениях. Но достаточно почитать газеты, чтобы понять, что сильнее всего толкают США к обострению отношений с Москвой те, кто считают основой основ отношения США с Европой. Их еще называют евроатлантистами.
Ну и конечно, тараном выступают силы т.н. «новой» Европы, которые под шумок борьбы с российским империализмом осваивают средства на строительство демократии и осуществляют политическую реабилитацию фашизма.
Интересно, зачем им нужно, чтобы между Россией и США пробежала кошка?
Логика, как водится, примитивна и корыстна. Несмотря на декларации о глобальной роли ЕС и его окрестностей, начинает выясняться, что Евросоюз пока еще не созрел для самостоятельных геополитических игр. Даже в своей окраине – на Украине, да простят мне этот каламбур, европейцы не добились бы победы без США. Так, что без трансатлантических отношений Европа - это всего лишь полуостров с большими проблемами в экономике, извращенной социальной структурой (почти во всех крупных странах Европы сейчас проходят социальные реформы, по сравнению с которыми наша монетизация льгот – цветочки), с почти неподъемными обязательствами по подтягиванию уровня жизни новых стран-членов. К этому прибавляется отсутствие вооруженных сил, способных выполнить глобальную миссию, и большие неудовлетворенные амбиции глобального лидерства.
И многие в Европе свою геополитическую неполноценность начинают понимать. Теперь даже во Франции редко когда услышишь пренебрежение к американцам. В Европе уже через слово говорят о нерушимости НАТО и вечности трансатлантического партнерства. В Брюсселе лощеные евробюрократы буквально передрались в борьбе за то, чтобы лучше принять Дж.Буша. Понятное дело – барин приехал имение проверять.
Однако есть проблема: США расшаркивания не приняли. Верно подмечено, что в политике Дж.Буша-младшего много личного. И он вряд ли простил почти поголовное подыгрывание Джиму Керри со стороны европейских лидеров. Но главное даже не это. США сейчас больше внимания уделяют Азиатско-Тихоокеанскому региону и Среднему Востоку, нежели погрязшим в расширении НАТО и ЕС. И правильно делают, ибо наиболее перспективные экономические процессы происходят где угодно, но только не в Европе.
Вчитайтесь в выступления Кондолизы Райс на тему трансатлантических отношений и в сводки о ее поездке по европейским столицам. Есть все, что положено, а особенно констатация «новой страницы» в евроатлантических отношениях. Но вот беда - оттуда веет холодом казенщины. То есть, Райс, как человек искушенный, конечно улыбалась европейцам, но надежды европейских политиков, что Дж.Буш выступит персонажем картины «Возвращение блудного сына», развеяла.
Поэтому-то и надо нашим европейским соседям не просто доказать свою нужность для США, но и поссорить США, и лично Дж.Буша, с теми, кто может быть для США важным партнером в плавном отходе от европоцентризма.
Конечно, выгодно втянуть США в разборки с Россией на постсоветском пространстве, заставив американского налогоплательщика оплачивать уже не только иракскую авантюру, но и националистическое безумство «молодых неоперившихся демократий». Типичная, кстати, стратегия «истощения». И не надо осуждать Европу за это – она блюдет свои, и только свои, интересы. Наше дело – понимать все эти фокусы.
Кстати, параллельно с попыткой поссорить Россию и США готовится большой «наезд» на Сильвио Берлускони. Чтобы отодвинуть его от власти, собралась фантастическая коалиция: от социал-демократов до «леваков». Из этой же области активные попытки разрушить американо-индийское стратегическое партнерство.
Есть и хорошие новости. Стремление наших европейских друзей столкнуть Россию и США говорит о том, что даже в Европе признают, наше партнерство – реальный геополитический фактор. И это правильно. Только отношения с Россией помогут США избежать лобовой конфронтации с КНР. Только партнерство с Россией обеспечивает комфортность американской борьбы с терроризмом. Представьте, что будет в Ираке, если Россия начнет хотя бы исподволь играть против Вашингтона. Американские самолеты будут сбиваться чуть не каждый день невесть откуда взявшимися российскими ПЗРК последнего поколения. Да и в Афганистане США начнут испытывать определенные затруднения. А уж про Иран и говорить нечего. Такова будет логика конфронтации России и США, к которой Буша толкают евроатлантисты.
Если есть сомнения, что нынешняя напряженность в российско-американских отношениях – дело рук евроатлантистов, назову только четыре фамилии наиболее активных антироссийских политиков в США:
- Роберт Макфарлейн, бывший помощник Р.Рейгана по национальной безопасности, один из идеологов трансатлантической солидарности на завершающем этапе «холодной войны». Макфарлейн был первым в США, кто публично призвал администрацию к смещению нынешней власти в России.
- Ричард Лугар, одна из наиболее ярко проевропейски настроенных фигур в стане республиканцев, практически единственный сторонник среди республиканцев восстановления трансатлантического партнерства в прежнем формате
- Известный борец за европейские ценности сенатор Том Лантос, регулярно выступающий с антироссийскими демаршами. Без комментариев.
- Хиллари Клинтон, подхватившая бесхозное знамя демократической партии в борьбе за высший пост в США, к слову, тесно связанная с немецкими политическими и благотворительными фондами.
Заметьте, я даже не стал упоминать об идеологе обновления трансатлантического партнерства Збигневе Бжезинском. За скобками остался и Джордж Сорос, который уже заявил, что собирается против Буша бороться. И без них публика весьма представительная, а главное – симптоматичная.
Выпадает из данной системы разве что сенатор Джон Маккейн - евроскептик, который громит «немытую Россию» на каждом шагу. Но следует учитывать, что он был сбит советской (читай - русской) ракетой во Вьетнаме и некоторое время его главными собеседниками были вьетнамские контрразведчики и тюремщики. Так что у него нелюбовь к России скорее эмоциональная, и понять его можно. Интересно, что Маккейн был одним из сторонников скорейшего примирения США и коммунистического Вьетнама. Хотелось бы когда-нибудь почитать протоколы его бесед с вьетнамскими товарищами. Может, оттуда узнаем, как превращать врага в друга. Вьетнам как-никак - страна древней культуры.
Мы наблюдаем сейчас «последний парад» европоцентристов, этой уходящей натуры, которая господствовала в американской политике практически полвека. Дж.Буш строит новую Америку, и, чтобы там ни говорили про «экспорт демократии», главные приоритеты у него внутри страны. В этой новой Америке места для этой публики будет существенно меньше, а может быть не будет вовсе.
А вот Генри Киссинджер, автор концепции многовекторной американской внешней политики, человек, который впервые в американской политике усомнился в том, что США без Европы не выживут, почему-то заспешил в Москву. То есть и в США многие уже начинают догадываться, чем грозит США ссора с Москвой. Вообще, в США куда больше умных людей, чем мы порой себе представляем. И они – наши естественные партнеры, хотя порой говорят не вполне приятные вещи. Нужен постоянный и многоуровневый диалог по широкому кругу тем в российско-американских отношениях. Нужны спокойствие и выдержка. Ведь главное не в том, чтобы собака прекратила лаять, а чтобы караван продолжал идти. Но самое главное - выбросить из двусторонних отношений ненужных посредников, даже уверяющих, что они обожают и США, и Россию. Ибо это любовь – до нашего с Америкой гроба.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции