Рейтинг@Mail.ru
"Стрелец" для Сирии – вовсе не "Игла" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Стрелец" для Сирии – вовсе не "Игла"

Читать ria.ru в
Дзен
Между Москвой и Тель-Авивом уселась и не уходит «черная кошка». Речь о проблеме хорошо знакомой – о российских поставках Сирии зенитно-ракетных комплексов малой дальности. Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон заявил на встрече с журналистами, что он просил президента Путина не продавать такое оружие сирийцам и получил ответ, что такой контракт все-таки состоится. «Это вызывает у нас озабоченность», - сказал премьер и добавил, что Россия пообещала проследить, чтобы это оружие не попало в руки террористов. О каком оружии идет речь? Что так волнует израильское правительство? Почему скандал вокруг поставок зенитно-ракетных комплексов возник именно сейчас? Постараемся найти ответы на эти вопросы...

Военный обозреватель РИА «Новости» Виктор Литовкин

Между Москвой и Тель-Авивом уселась и не уходит «черная кошка». Речь о проблеме хорошо знакомой – о российских поставках Сирии зенитно-ракетных комплексов малой дальности. Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон заявил на встрече с журналистами, что он просил президента Путина не продавать такое оружие сирийцам и получил ответ, что такой контракт все-таки состоится. «Это вызывает у нас озабоченность», - сказал премьер и добавил, что Россия пообещала проследить, чтобы это оружие не попало в руки террористов.

О каком оружии идет речь? Что так волнует израильское правительство? Почему скандал вокруг поставок зенитно-ракетных комплексов возник именно сейчас? Постараемся найти ответы на эти вопросы.

Первый из них. По сведениям из министерства обороны России, Москва собирается продать Дамаску не переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК) «Игла-С», который на поле боя может применять один оператор-наводчик, стреляя с собственного плеча по самолету или вертолету противника, а также по его крылатым ракетам или другим воздушным целям, а пусковой ракетный комплекс «Стрелец». Между этими двумя видами одного оружия, основанными на общих методах применения, есть принципиальная разница.

«Игла-С», как впрочем, и ее американский аналог «Stinger» - автономна. Она, как мы уже упоминали, легко переносится одним человеком (весит около 15 кг) и, при соответствующей подготовке, может им самостоятельно применяться. Днем и ночью. В дождь и туман. На встречных и догонных курсах. Даже при применении радиоэлектронных и тепловых помех. И, конечно, если попадет в руки террористов, будет представлять собой серьезную угрозу для любого летательного аппарата в пределах высоты от 10 метров до 3,5 километров и по дальности в 6 км.

«Стрелец» представляет собой комплект аппаратуры управления и пусковых модулей, основанных на нескольких, если можно так сказать, «пучках» «Иглы-С». В этих «пучках» размещается от четырех до восьми пусковых контейнеров с «Иглами». Тактико-технические характеристики у них аналогичные «Игле-С», но крепятся контейнеры на направляющую, которая, в свою очередь, размещается в кузове автомобиля, на башне бронемашины, на палубе сторожевого катера или на подкрылках боевого вертолета. То есть для того, чтобы выстрелить ракетой из комплекса «Стрелец», нужно, как минимум, иметь платформу, на которой он будет перемещаться. 80-120 кг (4 или 8 «Игл» в одном «пучке» да еще на стальной направляющей) в руках не поносишь.

Есть еще одно, принципиальное отличие «Стрельца» от «Иглы-С». Если на ПЗРК система прицеливания ракеты и управления ею расположена на пусковом контейнере, из которого она выстреливается, то аппаратура управления «Стрельца» расположена в стороне от пусковой установки. Она связана с ним экранированными электрокабелями, но может находиться в кабине автомобиля, в башне бронемашины, на пульте управления вертолетом и на мостике сторожевика. Отдельный пусковой контейнер «Стрельца» с ракетой, но без системы управления, не представляет никакой ценности ни для кого. В том числе и для террориста. Зачем он нужен, если им невозможно прицельно стрелять?!

Волноваться о том, что «Стрелец» может попасть в руки террористов, как-то странно. В Тель-Авиве всегда с гордостью утверждали, что границы Израиля закрыты  на замок, что через его блокпосты и мышь не проскочит. Как тогда можно провезти через них целый зенитно-ракетный комплекс, который не спрячешь ни в рюкзак, ни в чемодан, – это вопрос. Даже по подземному туннелю его тоже не протащить.

На чем основана тогда озабоченность? На том, что суверенное государство Сирия, равноправный член Организации Объединенных Наций, не отягощенная его санкциями и предупреждениями, сможет надежно закрыть свое небо от непрошенных гостей? А что, в Израиле не признают суверенное право Дамаска на независимость и защиту своей территории? Если это так, то надо откровенно сказать об этом, а не наводить «тень на плетень» с рассуждениями о возможности попадания какого-то оружия в руки террористов. А чтобы не уколоться об «Иглу», просто не нужно без спросу летать там, где не положено.

Кстати, у Сирии, судя по информации Лондонского института стратегических исследований, опубликованной в сборнике The Military Balance, достаточно мощная и эффективная система ПВО, которая опирается на советские и российские зенитно-ракетные комплексы (истребительную авиацию мы не упоминаем). Это С-75 «Двина», С-125 «Нева» и С-200 «Ангара», известные экспертам по действиям против американской авиации во Вьетнаме и против израильской - в Египте. Их у Дамаска около 650. А также зенитно-ракетные системы сухопутных войск «Куб» или «Квадрат» (на Западе они называются SA-6), ЗРК «Оса-АК» (SA-8) – их около 50. Есть у сирийских военных даже С-300. Дальность действия всех этих комплексов от 2 до 300 км. По высоте - до 25 км. Так что несколько комплектов «Стрелец» не сделают погоды в этой системе противовоздушной обороны, что, конечно же, предельно ясно военным специалистам из Тель-Авива. Разве только чуточку освежат не очень новую технику. Но на военный баланс  в регионе не повлияют.

Так почему скандал вокруг этих поставок Сирии возник именно сейчас? Ответ на этот вопрос очевиден. Через несколько дней в Братиславе, на саммите НАТО должна состоятся встреча президента США Джорджа Буша и президента России Владимира Путина. И хотя и в Вашингтоне, и в Москве не устают утверждать, что ничего в дружеских отношениях между двумя лидерами принципиально не изменилось, кому-то очень хочется эти отношения максимально осложнить. Конечно же, в своих собственных интересах.

Как минимум - вытеснить Россию с ближневосточного рынка вооружений, занять там ее место. А оно «стоит» примерно 1,5 млрд. долларов в год. Есть, за что бороться. Не исключена и другая цель – показать непонятливым государствам, что все решения по ситуации в этом регионе принимают только в Тель-Авиве и в Вашингтоне, а отнюдь не в Москве и не в других, в том числе и в европейских столицах. И даже не в Нью-Йорке, в Совете безопасности ООН. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Наконец, кому-то может показаться полезным сорвать намеченное на подписание в столице Словакии соглашение об усилении контроля США и России за переносными зенитно-ракетными комплексами.

Далеко не все политики и даже дипломаты понимают разницу между ПЗРК «Игла» и  комплектом аппаратуры управления и пусковых модулей «Стрелец». Кто-то, возможно, надеется, что в Братиславе у двух лидеров не найдется времени разбираться в их принципиальных отличиях. Важно показать – Россия, еще не подписав документ, уже грубо нарушает его. Увы, приемы не новые. Но надо думать, что они не сработают ни сейчас, ни потом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала